Заявление министра иностранных дел Республики Армения и ответы на вопросы журналистов в ходе совместной пресс-конференции с главой МИД Люксембурга

09 сентябрь, 2024

«Господин Министр,

Дорогой друг, уважаемый Ксавье, 

Рад приветствовать Вас и Вашу делегацию в Ереване. 

Хочу отметить, что наши контакты с уважаемым министром регулярны и мы довольно часто обсуждаем двусторонние отношения, отношения между Арменией и ЕС, а также региональные проблемы. Особенно рад приветствовать Вас и Вашу делегацию по случаю участия в мероприятии «Ереванский диалог». Уверен, уважаемый министр, что Ваш вклад в обмен идеями будет очень ценным, и мы придаем этому большое значение. Конечно, Ваш визит — это также хорошая возможность обсудить и другие вопросы: наши двусторонние отношения и отношения Армения-ЕС. 

Уважаемые присутствующие,

Я хотел бы подчеркнуть несколько аспектов:

  • Во-первых, в феврале, если помните, я посетил Люксембург, где мы открыли дипломатическое представительство. Это является конкретным и ощутимым доказательством того, насколько мы преданы развитию отношений с Люксембургом. Мы уже заложили прочную основу для нашего сотрудничества в таких сферах, как экономика, образование и другие области, которые, надо признать, пока отстают от уровня нашего политического диалога. Но, как я уже отметил, основы очень крепки. 
  • Следует также подчеркнуть, что наше сотрудничество не ограничивается двусторонней повесткой. Благодаря сотрудничеству как в Люксембурге, так и в Армении, мы достигли положительных результатов и поддерживаем позитивное взаимодействие на различных международных площадках, часто поддерживая инициативы и кандидатуры друг друга. В ходе нашей встречи мы также подчеркнули важность нашего сотрудничества на многосторонних платформах. 
  • Конечно, отношения между Арменией и ЕС являются важной частью нашей повестки, и сегодня, по сути, мы имеем официальное начало диалога по либерализации визового режима между Арменией и ЕС. Мы уже получили позитивное послание от Европейского Союза по этому вопросу, уже есть решение ЕС о поддержке в рамках механизма содействия миру, у нас работает миссия наблюдателей ЕС на нашей границе, и мы можем подтвердить эффективность этого механизма на местах посредством мониторинга ситуации и обеспечения стабильности. Это лишь некоторые из инструментов нашего взаимодействия с Европейским Союзом. Мы продолжаем работу над новой повесткой партнерства и находимся на этапе её доработки. Хочу выразить глубокую благодарность министру Беттелю за четкую и однозначную поддержку Люксембурга на протяжение всего этого периода. 

Конечно, уважаемые коллеги, мы также обсудили региональные проблемы. Я проинформировал министра, что Армения передала Азербайджану десятый пакет проекта мирного договора. Не секрет, что значительная часть этого текста уже согласована. Это либо полностью согласованные статьи, либо части статей, и сейчас мы ожидаем ответа от Азербайджана. Мы считаем, что существует реальная возможность подписать мирный договор в короткие сроки и открыть новую страницу долгосрочной стабильности и мира на Южном Кавказе. 

Я не буду подробно останавливаться на вопросах инфраструктуры, наш подход хорошо известен. Мы готовы начать процесс разблокировки инфраструктурных проектов в рамках принципов, изложенных в концепции «Перекресток мира». 

Наш диалог продолжится завтра в рамках мероприятия «Ереванский диалог», где я обменяюсь с Вами идеями в ходе дискуссии.

Еще раз благодарю за Ваш визит и за нашу дружбу».

***

Вопрос (Азатутюн): Адресую свой вопрос министру иностранных дел Армении Арарату Мирзояну. У Армении и Азербайджана всё ещё есть разногласия по мирному соглашению? Входит ли в число таких разногласий закрепление Алма-Атинской декларации в проекте? И в Регламенте комиссий по делимитации, когда упоминается возможность закрепления других принципов, помимо Алма-Атинской декларации, о каком принципе идет речь, господин Мирзоян? Выдвигает ли Азербайджан другой принцип? И технический вопрос: премьер-министр Армении на прошлой пресс-конференции назвал две цифры, 16+3 и 17, сколько статей в мирном соглашении? Спасибо.

Ответ (Арарат Мирзоян): Спасибо за вопрос. Что касается согласования текста мирного договора, как я уже сказал, текст, который мы предложили, а именно наше последнее редакционное предложение, представляет собой полностью согласованный текст. Есть статьи, которые ранее были согласованы целиком, и есть части других статей, которые удалось согласовать. По сути, технически и фактически весь текст согласован от начала до конца. Это и было нашим предложением: подписать то, что удалось согласовать на данный момент. Следовательно, по тексту у нас больше нет разногласий, другой вопрос, что азербайджанская сторона пытается включить в переговорный процесс другие предусловия или вопросы. Наш подход заключается в том, что мы можем подписать уже согласованный текст как можно скорее. Конечно, одним текстом, одним договором все вопросы невозможно урегулировать, остальное останется для дальнейших переговоров при взаимной заинтересованности сторон.

По поводу подписанного документа между комиссиями по делимитации, боюсь, что в вашем вопросе есть небольшая путаница. Там сказано, что основой является Алма-Атинская декларация, и если в договоре об установлении отношений будут закреплены другие принципы, то мы внесем соответствующие изменения. Другие принципы не обсуждаются. Я хочу сказать, и уже упомянул ранее, что в тексте, на который Вы обратили внимание и задали вопрос, есть ли это в согласованной части, я не хочу забегать вперед и раскрывать отдельные детали, хотя это не такая уж большая тайна, на самом деле, но чтобы не нарушить этикет ведения переговоров. Мы действительно не скрываем ничего от нашего общества и, если можно так выразиться, не имеем неприятных сюрпризов. Но другой принцип, который изменил бы существующее, на данный момент не обсуждается. Что касается статей, я не уверен, но, вероятно, премьер-министр рассматривал преамбулу отдельно, однако технически у нас сейчас есть шестнадцать статей, из которых тринадцать полностью согласованы, а три — частично согласованы.

Вопрос (Sputnik Армения): Господин Мирзоян, мой вопрос адресован Вам. Сейчас активно обсуждается возможная передача контроля частным компаниям над будущим соединением Нахиджеван-Сюник-Азербайджан. Я хочу понять, как это будет осуществляться, кто предложил эту идею, Армения или Азербайджан? Какова позиция Азербайджана, и, если возможно, не могли бы Вы уточнить, в каком формате это может произойти?

Ответ (Арарат Мирзоян): Спасибо за вопрос. Меня не прекращает удивлять, как из статьи в статью, из мнения в мнение меняется реальность, меняется одно слово, потом добавляется другое, еще одно, и вот уже то, чего на самом деле не существует, выдается за реальность какими-то «независимыми» экспертами, какими-то политиками или аналитиками. Все, что подразумевает создание «коридора» и передачу контроля над ним какой-либо другой стороне, не обсуждается, и мы заявили, что присутствие третьих сил и контроль со стороны этих сил для Армении исключены. Для нас это неприемлемо, в нашей позиции ничего не изменилось. Речь идет о другом. На самом деле, чтобы усилить чувство безопасности у людей, мы можем привлечь - и это лишь один из обсуждаемых вариантов - в обеих странах, например, лицензированную частную охранную компанию, которая могла бы сопровождать грузы или пассажиров на поезде. Речь идет об этом. Присутствие третьих государственных или частных сторон вдоль предполагаемой разблокированной инфраструктуры, в данном случае железной дороги, для нас неприемлемо и сейчас, как и раньше. Благодарю вас.

Распечатать страницу