Ответы министра иностранных дел Эдварда Налбандяна на вопросы журналистов на пресс-конференции по итогам 2015г. ЧАСТЬ 2

02 февраль, 2016

Спутник-Армения: Последнее заявление Президента на саммите ОДКБ было достаточно резким, связанным с теми пробелами, которые существуют в Организации, где Армения уже стала страной-председателем. Что делает Армения, чтобы заполнить эти пробелы?

Эдвард Налбандян: Армения всегда была инициативным и активным членом ОДКБ. Мы всегда пытались сделать все возможное, внести свой вклад в то, чтобы сделать деятельность этой структуры - ОДКБ была более эффективной.

Конечно, приняв председательство, мы чувствуем еще большую ответственность в приложении дополнительных усилий, усовершенствовании структуры, обеспечении нормального функционирования организации, полноценного исполнения вытекающих из членства в Организации обязательств и, конечно же, способствовании созданию более усовершенствованных механизмов координации во внешнеполитической сфере.

Но, естественно, это проблема не только одного председательства. Я бы сказал, что это продолжительный процесс, требующий продолжительных и последовательных усилий со стороны всех членов. С нашей стороны, как и в прошлом, как при нашем председательстве так и после него, мы будем активны и инициативны.

Аравот: Господин министр, президент Азербайджана Ильхам Алиев недавно выступил с воинственной риторикой в адрес Карабаха и Армении. Он вновь обвинил Армению в «оккупации», и предъявил требование о возврате территорий. Имеют ли подобные заявления, по Вашему мнению, отрицательное влияние на переговорный процесс?

Эдвард Налбандян: Знаете, руководство Азербайджана многократно делает подобного рода заявления: с одной стороны в них будто нет ничего нового, с другой стороны, о чем они говорят? Фактически, они признают, что Азербайджан своей позицией по карабахской проблеме, не пользуется поддержкой стран-сопредседателей, соответственно, международного сообщества.

И на этот раз они еще дальше пошли, высказав свое мнение, почему в этом вопросе сопредседатели не содействуют Баку. Конечно, руководство Азербайджана не может сказать, что содействия нет именно из-за деструктивной политики Баку. Трудно представить, о чем они говорят, но они утверждают, что страны-сопредседатели являются «исламофобами», и по этой причине не поддерживают Азербайджан. Неверно не сознавать, что манипуляция религиозным фактором, особенно в нынешних условиях, очень опасна. Конечно, Баку не в первый раз пытается сделать это.

Они утверждают, что Азербайджан - мультикультурная, самая толерантная страна, которая может послужить примером для всего мира. Более того, они заверяют, что Азербайджан единственный такой. Ну, конечно, нет на свете милее тебя, Азербайджан.

Но, конечно, они единственные такие. Поскольку их толерантность только они сами могут воспринимать как толерантность. Организовывая большие шоу, конференции, Баку пытается представить Азербайджан в искусственных цветах.
Говорят, что в области прав человека в Азербайджане все идеально, а то, что весь мир осуждает Азербайджан - это дело рук Армении.

По их словам, Армения виновата в том, что ситуация с правами человека осуждается всем международным сообществом, Армения виновата в том, что Европейский парламент, ПАСЕ принимают специальные резолюции по ситуации с правами человека в Азербайджане. Армения виновата в том, что нефть из Азербайджана экспортируется меньше, Армения виновата в том, что на Евровидении, Европейских играх прибывшие в Азербайджан гости на месте знакомятся с ситуацией и выступают с критикуют. Ну, конечно, их прислали армяне. Они утверждают, что оппозиционеры в Азербайджане являются армянскими шпионами, а местные олигархи, потерявшие покровительство руководства, по происхождению армяне. Получается очень примитивный подход: во всем виноваты армяне. У медведя семь песен - и все про армян. Это, конечно, неадекватный подход, и этот неадекватный подход они применяют также в переговорном процессе.

Панорама: Господин Налбандян, международное сообщество резко критикует нарушение прав человека в Азербайджане. Влияет ли эта ситуация на урегулирование карабахской проблемы?

Эдвард Налбандян: Я, думаю, ответил на эти вопросы и не хотел бы вдаваться в детали. Особенно, когда Азербайджан утверждает, что во всем виноваты мы, мы их провоцируем. Оставим это международному сообществу, пусть оно выражает свое мнение в международных структурах беспристрастно, без вмешательства со стороны Армении.

ГАЛА: Господин министр, вчера в Национальном собрании Никол Пашинян выразил мнение, что отставка омбудсмена Карена Андреасяна была спровоцирована послом Микаэлем Минасяном, поскольку у них были противоречия. Вы обсуждали уже с послом этот вопрос? Он опроверг, подтвердил, или же как-то прокомментировал эти обвинения, и не повлияют ли подобные скандальные истории, связанные с именем Микаэля Минасяна на репутацию МИД?

Эдвард Налбандян: Прежде всего, я не знаю никаких скандальных сплетен, связанных с Микаэлем Минасяном. Вы, наверное, неправильно представляете себе, думаете, что министр иностранных дел в связи с каждыми сплетнями должен выяснить, соответствует ли это действительности, или же нет. Так много абсурдных вещей говорят, что будет странно спрашивать или обсуждать их.

Yerevan Today: Господин министр, помните, Президент и премьер-министр в спортивном комплексе пригласили представителей дипломатического корпуса Армении. Тогда, похоже, инструкции были четкими: постараться привлечь инвестиции. Я бы попросил представить, что мы конкретно имеем на данный момент в этом направлении, кто из послов выполнили инструкции и хорошо выполнил, и как это проявляется, кто просчитался, и что послужило причиной просчета?

И если можно, Вы постоянно отмечаете, что подобная ситуация в переговорном процессе является результатом деструктивного поведения Азербайджана. Как Вы представляете, что заставит Азербайджан вновь активно стать вовлеченным в переговорный процесс и быть более конструктивным: может потеря одного-двух районов или запуск одной-двух ракет?

Эдвард Налбандян: По поводу вопроса о послах. Странно думать, что в ходе пресс-конференции министр иностранных дел должен публично заявлять о просчетах послов, или же через прессу благодарить тех, кто хорошо поработал.

Любой руководитель обсуждает эти вопросы со своими сотрудниками в рамках рабочих контактов. Те, у кого бывают просчеты, если таковые бывают, не остаются на своем месте, они меняются. А те, кто успешно справляются с поставленными задачами продолжают свою работу.

Я недавно в какой-то газете увидел фотографии послов и комментарий, что все они плохо работают. Это немножко смахивает, прошу прощения, на мазохизм. Эти осуждения должны быть на самом деле обоснованы серьезным анализом или серьезными представлениями, что делается, а что нет.

Я многократно говорил и сейчас тоже повторю, что дипломатия похожа на айсберг: большая часть проделываемой работы не видна. И это правильно. Представляете если мы будем трубить обо всем? Наше дело продвигается не криками.

Еще раз повторю, бросать камень в дипломатов аморально, поскольку дипломат - этот тот же солдат на внешней арене, и нехорошо наносить удар в спину, особенно так как это делаемся некоторыми.

Радиостанция Свобода: У меня два вопроса, господин министр. Когда речь идет о карабахском конфликте, почему союзники Армении: Россия, ОДКБ, не реагируют? Власти Армении, обычно, отмечали, что в этом вопросе не нуждаются в реакции союзников, поскольку мы сами можем дать достойный отпор противнику, врагу. Но мой коллега напомнил заявление Президента на прошлом саммите ОДКБ, возможно, критику, тем не менее, это подсказывает, что у нас есть ожидания от союзников. У меня следующий вопрос: что изменилось после критики Президента в позиции ОДКБ? Продолжит ли ОДКБ оставаться на нейтральных позициях или вообще не реагировать?

И второй вопрос в связи с Ираном. Если не ошибаюсь, недавно заместитель министра обороны Армении заявил, что будто в военно-политическом смысле открываются какие-то перспективы. Что Вы можете сказать в этой связи? То есть, после снятия санкций в отношении Ирана, не в экономическом, а в военной, политической сферах что нового можно ожидать в связи с отношениями Армения-Иран?

Эдвард Налбандян: Прежде всего, прежде чем ответить на Ваш вопрос, маленький кусочек предыдущего вопроса остался без ответа. Журналист, задавший до Вас вопрос, спрашивал, что может заставить Азербайджан быть более конструктивным, вернуться за стол переговоров. Международное сообщество именно этим и занимается: пытается образумить Азербайджан. Действительно станет ли это возможным, или нет, увидим.

Некоторые страны по каким-либо причинам делают заявления, включают формулировки в те документы, которые принимаются в ходе визитов в Азербайджан или визитов руководителей Азербайджана в другие страны, что у руководства Азербайджана создает иллюзию будто подход международного сообщества в урегулировании проблемы не такой и единый.

Залог успеха в переговорах вокруг ядерной проблемы Ирана, как я уже отметил, в первую очередь был тот конструктивный подход, гибкая дипломатия и политическая воля, которая была со стороны Ирана. Но и очень важным было то, что у международного сообщества был единый и общий подход. И это показало, что путем переговоров возможно решить все, даже самые острые вопросы.

В случае с карабахским конфликтом у стран-сопредседателей есть единый подход. На международной арене есть очень мало проблем, в связи с которыми президенты этих стран выступали с пятью совместными заявлениями. Но важно также и то, чтобы со стороны международного сообщества не было исключений, чтобы все выражали единое мнение.

Вы видите, что происходит. Азербайджан делает вид, что, например, в ПАСЕ какие-то страны содействуют им. Однако, на самом деле, мнение стран СЕ выражается Комитетом министров Совета Европы. А мнение ПАСЕ - это мнение депутатов ПАСЕ, а не стран-членов Совета Европы. У Азербайджана возникает иллюзия, и они пытаются обмануть сами себя.

Знаете, говорят, если солгать и повторить эту ложь несколько раз, создастся впечатление, будто эта ложь - реальность. На самом деле, эта ложь кажется правдой только в глазах тех, кто ее выдумал. Никого другого это впечатлить не может. Когда в Азербайджане поймут это - большой вопрос.

В связи с вопросом относительно ОДКБ. Вы уже пятый раз задаете мне один и тот же вопрос. Везде, даже на улице, когда видите меня, задаете один и тот же вопрос. Наверное, у Вас какие-то проблемы с ОДКБ? Сегодня я ответил на этот вопрос.

По-моему, Жванецкий говорил. «Так и не услышали начальника транспортного цеха». Сегодня я детально говорил об ОДКБ, о том, что мы всегда были инициативными в этом направлении, и приняв председательство, чувствуем еще большую ответственность для продолжения работы в этом направлении. Однако это не является вопросом председательства одной страны. Это процесс продолжительного усовершенствования. Нужно учитывать, что в смысле коодринации внешней политики, а также в смысле того, чтобы улучшить, сделать более эффективным деятельность по другим направлениям, требуется последовательная, продолжительная работа, а также последовательность со стороны всех стран-членов.

Но также напомню Вам, о чем уже один раз я Вам отвечал, но Вы, наверное, забыли. В ходе саммитов ОДКБ и встреч министров иностранных дел было принято четыре документа, где выражается также позиция стран ОДКБ по карабахскому конфликту. В этих документах четко отмечены принципы урегулирования проблемы, отражающие наши подходы и подходы сопредседателей Минской группы.

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа многократно делал соответствующие заявления также и от имени секретариата.

Что касается второго вопроса, Иран является нашим дружественным соседом. В различных сферах, возможных направлениях мы желаем развивать взаимовыгодное сотрудничество с Ираном.

В одном из прошлых ответов я уже достаточно положительно высказался о перспективах и возможностях, существующих между нашими двумя дружественными странами в смысле укрепления и развития отношений.

1in.am: Господин министр, Вы говорили также об армяно-американских отношениях. В этой связи хотел бы попросить Вас прокомментировать или оценить последнее заявление президента США, что исторический рост уровня американских инвестиций - это только начало. Что может ожидать в этом смысле экономика Армении. В более широком смысле, можно ли сказать, что интерес США в отношении Южного Кавказа в каком-то смысле увеличился, в частности, по отношению к Армении?

Эдвард Налбандян: С США, я отметил, что были достаточно многообещающие развития в 2015г. Напомнил о подписании Рамочного соглашения о торговле и инвестициях, состоявшемся в ходе визита Президента Республики в Вашингтон. Исходя из положений этого соглашения, уже состоялось первое совместное заседание совета.

Это соглашение мы разрабатывали, обсуждали порядка 20 лет, и я рад, что два года назад, в ходе встречи в Вашингтоне с госсекретарем Керри, была достигнута договоренность, что соглашение будет подписано. И это стало реальностью. В ходе той же встречи мы договорились, что визовый режим между двумя странами будет упрощен. Договорились, и это стало реальностью.

Соглашение о торговле и инвестициях не является лишь документом, это достаточно серьезная договоренность, открывающая возможности для развития более глубокого сотрудничества, взаимодействия в этой сфере. Возможно, это было по той причине, что со стороны Соединенных Штатов была осуществлена очень важная инвестиция, первая крупная инвестиция. Может быть, благодаря этому стало возможным подписание этого соглашения.

В ноябре прошлого года состоялось заседание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.

И мы настроены на дальнейшее укрепление, расширение, углубление нашего дружественного взаимодействия с Соединенными Штатами по различным направлениям и сферам.

Bloomberg: Господин Налбандян, может ли экономический кризис в Азербайджане, как-то помочь или усложнить переговорный процесс?

Эдвард Налбандян: Руководство Азербайджана продолжительно хвасталось тем, что в Азербайджане достигли великих высот, экономические реформы дали ощутимые результаты. Ну они не страдают скромностью и говорят, что Азербайджан и в этом вопросе также может служит примером миру.

Три дня назад министр финансов Азербайджана, осудив снижение компанией «Standard & Poor's» инвестиционного рейтинга Азербайджана на минимальный уровень, отметил, что надеется, что когда цены на нефть и газ поднимутся,  «Standard & Poor's» с той же оперативностью повысит рейтинг Азербайджана. Какое признание! Оказывается, все зависело от цен на нефть и газ. Получается, Азербайджан сидит на игле газа и нефти, игла проколола этот пузырь и постепенно воздух выходит оттуда. Это и было их удачей.

Может это их взбодрит? Наверное. Но возможно стрессовая ситуация у руководства Азербайджана, которая все больше усложняется по причине растущего недовольства народа из-за экономических и социальных проблем, провоцирует Баку на дальнейшее обострение ситуации на границе и линии соприкосновения? Есть аналитики, выражающие такое мнение. Но это не может пользоваться поддержкой международного сообщества. Свидетельством этому являются адресные и четкие призывы Азербайджану.

Шант ТВ: Господин министр, вначале Вы перечислили проделанные Вами работы в 2015г., в основном, в положительном свете. Не хочу повторять вопрос моего коллеги в связи с послами. Хочу спросить в общем, что Вы считаете главным упущением, может даже провалом 2015г., нет ли места для самокритики?

Эдвард Налбандян: То, о чем было сказано, не было лишь удачей. Я не люблю трубить об удаче, не страдаю хвастовством. Категории «победа» и «поражение» я предпочитаю не использовать. Я констатирую проделанную работу: фактами и в сдержанном стиле. По каждому пункту можно сделать гораздо больше, можно было пойти еще дальше, достичь больших успехов. «Смотрите, что мы сделали!» - это не мой стиль. Мы фиксируем то, что было сделано, а не говорим «ай да Пушкин, ай да молодец». Простите, что сегодня чуть больше использую поговорки на разных языках.

Думаю, что наша дипломатия созрела настолько, что мы не делаем никакх заявлений, чтобы на следующий день опровергнуть, сказать - нет, вы не правильно поняли. Мы очень сдержанны и осторожны в своих заявлениях. Говорим то, что есть.

CivilNet: Господин министр, в своей речи вы отметили, что членство в ЕАЭС откроет новые возможности для экономики Армении? Как вы прокомментируете это Ваше заявление на фоне девальвации рубля и сокращения объемов экспорта из Армении в Россию?

Эдвард Налбандян: Глобальный кризис, связанный с финансовыми, экономическими и другими факторами, не связан только с одной структурой: ЕАЭС, ЕС  или другими структурами.

Весь мир сегодня содрогается из-за снижения цен на нефть, газ и др. Это не относится лишь к ЕАЭС. Не буду перечислять все страны, структуры. Думаю, Вы также хорошо знаете, следите за этими событиями. Видите, какие потрясения происходят в различных регионах, и какие обсуждения, связанные с ценами на тот же нефть и газ, идут в различных структурах, занимающихся именно этими вопросами.

Те выгоды, которые ЕАЭС может дать Армении очевидны, и мы многократно достаточно детально представляли их. Если есть надобность, ознакомьтесь с этими материалами.

 

Распечатать страницу