Интервью министра иностранных дел Республики Армения информационному агентству «Арменпресс»
10 август, 202510 августа министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян из Вашингтона дал интервью информационному агентству «Арменпресс».
Интервью полностью представлено ниже.
Вопрос: Как Вы оцениваете результаты встреч в Вашингтоне?
Ответ: Если вкратце, то, что состоялось в Белом доме, безусловно, было историческим событием. Я имею в виду, прежде всего, парафирование Соглашения о мире и установлении межгосударственных отношений, что стало ключевым этапом в процессе нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Это парафирование и последовавшие за ним устные публичные заявления свидетельствовали о том, что мир, в смысле отсутствия эскалации на границе, уже установлен и, по сути, начинается этап институционализации мира.
В целом то же самое касается разблокирования и перезапуска инфраструктур. Не хотелось бы создавать ложного впечатления: завершился очень важный, основополагающий этап переговоров об общих принципах работы инфраструктуры, но это лишь один этап. Предстоит огромная работа по уточнению и согласованию более конкретных условий и технических решений.
Хотелось бы также добавить, что договоренности, зафиксированные в Вашингтонской декларации, очевидно, приобретают ещё больший вес благодаря участию в ней американской стороны и подписи президента США в качестве свидетеля.
Вопрос: Говоря об инфраструктуре, эксперты и представители разных политических течений дают разные толкования и интерпретации, особенно в отношении пункта 3 Вашингтонской декларации. Каково Ваше мнение?
Ответ: Но здесь нет места для разночтений. Согласовано именно то, что написано, следует читать то, что написано, и понимать так, как написано — ни больше, ни меньше. А написано то, что эксплуатация инфраструктуры, в том числе той, которая будет построена в Армении в партнёрстве с американской стороной, осуществляется в рамках территориальной целостности, суверенитета и юрисдикции стран и обеспечивает взаимную выгоду. Опять же, какими бы не были технические решения, которые еще предстоит обсудить, они не могут выходить за рамки того, о чем я упомянул.
Остальные толкования – это плод воображения или попытка ввести людей в заблуждение. Можно только удивляться, как с упорством известного животного некоторые «независимые эксперты» или «зависимые» партийные деятели тиражируют термины, которые, по сути, никогда не принимались нами ранее и теперь отсутствуют в Вашингтонской декларации. Хочу ещё раз подчеркнуть то, что написано чёрным по белому: вся инфраструктура будет функционировать в рамках суверенитета и юрисдикции стран, никакого контроля со стороны третьих лиц не будет. Думаю, яснее сказать невозможно.
Но я бы посоветовал отметить ещё один очень важный, я бы сказал, краеугольный факт: благодаря соглашению, достигнутому в Вашингтонской декларации, Армения выходит из блокады — а это то, к чему она стремилась на протяжении 35 лет. Теперь Армения получает доступ к железнодорожной инфраструктуре Азербайджана и может использовать её для своей международной торговли.
Вопрос: Есть также спекуляции относительно Мирного соглашения.
Ответ: Ранее мы неоднократно заявляли, что содержание Мирного соглашения в целом известно общественности, и мы отмечали, что в нём есть, а чего нет. 11 августа, как мы и договорились с азербайджанской стороной, текст парафированного соглашения будет опубликован. По здравой логике, с этого момента все спекуляции прекратятся.
Вопрос: В ходе визита также состоялись двусторонние встречи и были подписаны меморандумы. Что это означает, в том числе для стратегического партнёрства Армении и США?
Ответ: Действительно, визит был важен и с точки зрения развития двусторонних отношений Армении и США. В ходе встречи Пашиняна и Трампа удалось обсудить ряд вопросов повестки стратегического партнёрства, подписаны три меморандума.
Меморандум о партнерстве по наращиванию потенциала проекта «Перекрёсток мира» отражает поддержку США проекту «Перекрёсток мира», подчёркивает важную роль Армении как регионального транспортного узла и подтверждает безоговорочную поддержку Соединёнными Штатами суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности международно признанных границ Армении. Он направлен на стимулирование развития инфраструктуры и безопасности границ Армении. Он включает в себя поощрение частных инвестиций и укрепление таможенных и пограничных возможностей.
Меморандум о партнерстве в сфере инноваций в области ИИ и полупроводников направлен на значительное углубление сотрудничества в сфере высоких технологий посредством развития экосистемы полупроводников и применения искусственного интеллекта. В документе подчёркивается важность частных инвестиций и государственно-частного партнёрства, а также академического сотрудничества. Стороны обязуются содействовать развитию подготовки кадров и укреплению технологического партнёрства. Стороны также намерены работать над созданием необходимых условий для повышения статуса Армении в рамках экспортного контроля США.
Меморандум о партнерстве в области энергетической безопасности направлен на поддержку энергетической стабильности Армении и модернизацию энергосистемы, стимулирование инвестиций частного сектора, а также развитие сотрудничества в области гражданской ядерной энергетики.
Меморандум также предусматривает содействие региональному энергетическому сотрудничеству и развитие профессионального потенциала, что позволит укрепить энергетическую самодостаточность Армении.
Мы договорились с госсекретарем США Марко Рубио об активизации в ближайшем будущем совместной работы по реализации вышеуказанных и других компонентов стратегического партнерства.
И, подводя итог, должен отметить, что для достижения этой вехи были проделаны месяцы тщательно спланированной работы, и на данном этапе объём и содержание работы должны быть расширены. Вчера президент Трамп подписал указ о создании рабочей группы по реализации программы «Дорога Трампа во имя международного мира и процветания», и в ближайшее время мы ожидаем проведение в Ереване обсуждений на высоком уровне в этом направлении, чтобы воспользоваться этим важным моментом и передать будущим поколениям более взаимосвязанный Южный Кавказ.