Ответ заместителя министра иностранных дел Шаварша Кочаряна на вопрос информационного агентства «Арменпресс»

08 июль, 2015

Вопрос: Господин Кочарян, после некоторой паузы в Азербайджане вновь начались спекуляции относительно решения Европейского суда по правам человека по делу «Чирагов против Армении». Как Вы прокомментируете это?

Шаварш Кочарян: Знаете, уже долгое время, как я отказываюсь искать какую-либо логику в поведении руководства Азербайджана, то же самое советую и Вам. Перманентное апеллирование к решению ЕСПЧ руководством страны, где ежедневно и последовательно попираются права человека, походит на кошмар.

В авторитарных странах деятельность властей не поддается логике, а диктуется личными интересами, приспособленчеством. Могу только предположить, что не получив ожидаемой реакции по отмеченному Вами делу и столкнувшись с обоснованными аргументами армянской стороны, ответственные за азербайджанскую пропаганду лица получили команду спасти ситуацию - предпринять меры для защиты своих произвольных комментариев.

Вы правильно заметили, что в Азербайджане после первых реакций потребовался некоторый перерыв, чтобы вновь выступить комментариями. Вероятно, пытались лучшим образом подготовиться, но, как известно, сколько не говори халва - во рту слаще не станет. Максимум, что смогла предпринять азербайджанская сторона - это повторить положения своего первого заявления.

И на этот раз Баку не побрезговал исказить действительность и предписать ЕСПЧ такие формулировки, которых в деле попросту нет. Азербайджанская сторона утверждает, якобы «Суд вновь подтвердил, что территориальные претензии Армении и попытки захватить часть территорий Азербайджана являются причиной этого конфликта». Полагаю, что излишне каждый раз повторять, что в решении суда подобных утверждений попросту нет. Более того, говоря об истории конфликта, Суд апеллирует к демографической картине Нагорного Карабаха, к мирным устремлениям народа НК, а также к их отклонению со стороны Азербайджана, к ликвидации Азербайджаном автономии НКАО, к проведенному в НК референдуму и к провозглашению независимости и к многих другим факторам, которые могли бы поставить азербайджанскую пропагандистскую машину в затруднительное положение, и именно по этой причине проигнорированные с его стороны. Более того, в решении ЕСПЧ по делу «Саргсян против Азербайджана» дается картина осуществленного со стороны Азербайджана насилия и депортации по отношению к армянскому населению НК.

Приписывая Суду такие положения, которых в деле не существует, пытаясь открыто дезинформировать своих граждан, Баку высвечивает свое пренебрежительное отношение и к ЕСПЧ, и к решению Суда, и к правам своего же гражданина Чирагова, вновь доказав, что Азербайджан относится к вопросу лишь с позиции пропагандисткой манипуляции. По-другому невозможно объяснить то утверждение Азербайджана, будто Суд распорядился защищать основные свободы внутренне перемещенных лиц. В деле нет и такого положения.

На самом деле, как отмечается в деле, решение суда касается защиты личных прав, вытекающих из Европейской конвенции по правам человека. для азербайджанских «специалистов» вынужден сослаться на 147-ую статью дела «Саргсян против Азербайджана», где четко отмечается: «Суд должен принять во внимание особенность Конвенции, как конституционного инструмента Европейского общественного порядка, для защиты физических лиц». Что касается вопросов беженцев в целом, то Суд дал на них ясный ответ в 216-ой статье дела «Саргсян против Азербайджана», подчеркнув, что их «всеобъемлющее решение … может быть реализовано только путем мирного соглашения». Даже подобные четкие формулировки в решении Суда не являются помехой для того, чтобы Азербайджан по своему усмотрению пытался исказить факты.

По этому поводу приведу еще один яркий пример. В 198-ой статье в деле Чирагова отмечается, что: «Суд полагает, что ведущиеся в рамках Минской группы ОБСЕ переговоры по вопросам перемещенных лиц не являются правовым оправданием для вмешательства в права истцов». Азербайджанская сторона, коснувшись этой формулировки, всего лишь заменяет слово «истец» на «Азербайджанские внутренне перемещенные лица», с целью получить выгодную ему формулировку. И таких подобных примеров можно привести множество. Я, не касаясь всех, лишь добавлю: подобный безответственный, я бы сказал, ребяческий подход к решению ЕСПЧ - одного из самых авторитетных структур по защите прав человека, вызывает недоумение.

Абсурд состоит в том, что о решениях ЕСПЧ и их значимости осмеливается говорить страна, которая, попирая Европейскую конвенцию по правам человека, ряд решений ЕСПЧ, демонстративно, под различными предлогами затягивает и, по сути, отказывается осуществить находящиеся под под контролем Комитета министров Совета Европы несколько десятков решений против Азербайджана, требуемые ими демократические преобразования. Помимо Комитета министров, этой ситуации коснулась также ПАСЕ в пункте 11.2 резолюции от 23-го июня 2015г. о деятельности демократических институтов Азербайджана, призвав Баку в полной мере осуществить решения ЕСПЧ, в соответствии с резолюцией Комитета министров.

На фоне последовательного ухудшения ситуации с правами человека в Азербайджане и в условиях отсутствия политической воли для проведения необходимых преобразований, осуществление решений ЕСПЧ со стороны Баку становится почти невозможным. Но это не мешает Азербайджану спекулировать и по своему усмотрению комментировать то решение ЕСПЧ, которое Баку пытается использовать в своих пропагандистских целях.

Азербайджанская сторона продолжает утверждать, будто решение по делу Чирагова, согласно их формулировке, является «беспрецедентным». Необходимо отметить, что это также дезинформация. Не впервые как ЕСПЧ принимает решение о защите прав перемещенных лиц. Как отмечается в 129-ой статье того же решения суда, ЕСПЧ впервые расследовал подобное дело еще в 1996г. и впоследствии несколько раз рассматривал подобные дела, удовлетворив гарантированные Европейской конвенцией права перемещенных лиц. Именно в день принятия решения по делу Чирагова ЕСПЧ принял другое решение, защитив права насильно перемещенного Азербайджаном из села Гюлистан Шаумянского района Саргсяна. Решения Суда по обоим вышеупомянутым делам почти повторяют друг друга, в обоих случаях суд констатировал, что имеются нарушения тех же прав Конвенции. Полагаю этим, ЕСПЧ продемонстрировал, что вопросы перемещенных в результате нагорно-карабахского конфликта лиц, индивидуумов должны быть решены на основе принципов взаимности и равенства.

Для обоснования своих произвольных подходов Баку не брезгует по-своему комментировать международные документы, в частности, ссылается на резолюцию ГА ООН от 1974г., которая дает определение понятию «агрессия». Если бы писари азербайджанской пропагандистской машины прочли бы этот документ, то они бы поняли, что на самом деле он дает правовую формулировку именно агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха. Прежде всего, резолюция вновь подтверждает обязательство стран не применять вооруженные силы против реализации права народов на самоопределение. Более того, согласно резолюции, жертвами агрессии могут быть как международно признанные, так и непризнанные страны. Именно это имело место в случае нагорно-карабахского конфликта, когда провозгласивший свою независимость на основе права народов на самоопределение Нагорный Карабах стал мишенью агрессии Азербайджана. Следовательно, ключ к урегулированию конфликта находится в полноценном признании и осуществлении прав населения Нагорного Карабаха.

В этом контексте я хотел бы обратиться к еще одному азербайджанскому ляпу. Согласно ему, «Суд, фактически, согласился с той позицией Азербайджана, по которой вывод армянских войск является предусловием … для разрешения конфликта». Само собой, как и в предыдущих случаях, подобной формулировки в решении суда опять не существует. Здесь нас прежде всего интересует то, как Баку пытается использовать свой же, основанный на дезинформации, аргумент для подрыва переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта. Более того, Азербайджан утверждает, что решение суда должно направлять деятельность сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Вопрос о том, как же дезинформация Баку должна направлять деятельность посредников, оставим азербайджанским стратегам. Здесь важно зафиксировать, что Азербайджан делает нескрываемую попытку вмешательства в деятельность имеющих международный мандат посредников, пытаясь диктовать последним руководствоваться своим же сценарием.

С другой стороны Азербайджан вновь подтверждает, что отказывается от предложений, сделанных сопредседателями Минской группой ОБСЕ, не рассматривает зафиксированные в этих предложениях принципы международного права в качестве единого целого, вновь искажая суть переговоров.

Фактически Баку открыто заявляет о том, что не будет выполнять положения, зафиксированные в заявлениях сопредседателей. Нужно отметить, что посредники, в том числе и на уровне глав государств-сопредседателей, сделали ряд заявлений, в которых закреплены основные принципы и элементы урегулирования конфликта. Баку никогда не поддерживал их, а теперь открыто заявляет о своем несогласии с ними.

Если Баку имеет столь неуемное желание, в обход предложений сопредседателей Минской группы ОБСЕ, достичь урегулирования конфликта, то для этого есть единственный путь - признать Нагорно-Карабахскую Республику и начать вести переговоры с ней.

Распечатать страницу