Выступление министра иностранных дел Эдварда Налбандяна на 23-м министерском совете ОБСЕ

08 декабрь, 2016

Уважаемые коллеги,
Дамы и господа,

Я хотел бы поблагодарить Действующего председателя ОБСЕ Франк-Вальтера Штайнмайера и его команду за их председательство в течение года, а также выразить благодарность за теплый прием.

Мы ценим ту приверженность диалогу и сотрудничеству, которая была продемонстрирована Германией с момента принятия на себя председательства в ОБСЕ. Обновленный дух диалога более, чем когда-либо необходим для преодоления нынешних вызовов европейской безопасности. ОБСЕ со своей исторической приверженностью к предотвращению широкомасштабных конфликтов и укреплению доверия должен служить основной площадкой для примирения различных подходов и восприятий безопасности. В конце концов, именно это является смыслом существования этой организации, основанной на важной договоренности о недопустимости войны в Европе.

Именно с этой целью Действующий председатель берет на себя ведущую роль в стимулировании диалога по будущему контроля над вооружениями. Армения всегда была убежденной сторонницей улучшенных соглашений по безопасности, основанной на сотрудничестве, которые направлены на увеличение прозрачности и предсказуемости на пространстве ОБСЕ на основе принципов сдерживания, всеобщего участия и уменьшения рисков. Мы вновь подтверждаем нашу готовность принять участие в дискуссии по будущему контроля над вооружениями на основе этих принципов.

Основной целью режима контроля над вооружениями является предотвращение использования силы. Любая значительная угроза или применение силы являются вызовом для неделимой безопасности на пространстве ОБСЕ, поскольку может нарушить основу наших общих обязательств и наших основных ценностей, неразрывно связывающих нас вместе. Применение силы еще более разрушительно в условиях мирных процессов. Все те, кто рассматривают применение силы в качестве возможности достижения односторонних преимуществ, должны быть строго предупреждены, что это игра с нулевой суммой, которая скорее всего может разрушить все то, что было построено посредством многолетних переговоров, а также серьезно подорвать дальнейшие усилия по построению мостов между сторонами.

Господин Председатель,

Крупномасштабные военные действия Азербайджана против Нагорного Карабаха в апреле были самой опасной эскалацией конфликта с 1994 года, когда было подписано бессрочное трехстороннее соглашение о перемирии между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией.

Азербайджанская агрессия сопровождалась серьезными нарушениями международного гуманитарного права, что было очевидной попыткой подвергнуть террору народ Нагорного Карабаха. Когда многие страны-участницы ОБСЕ в самых жестких формах осуждали совершаемые ДАИШ жестокости, большинство из них не могли даже и представить себе не могли, что подобные ужасающие преступления могут быть совершены на пространстве ОБСЕ государством-участником ОБСЕ. Фотографии этих злодеяний, в том числе кадры обезглавливания, распространялись в азербайджанских СМИ в поздравительной манере, а преступники были публично награждены властями.

Эти бесчеловечные жестокости напомнили об ужасах прошлого. В этом году отмечается 25-ая годовщина депортации населения 24 армянских деревень Нагорного Карабаха и прилегающих территорий. Этому предшествовали депортация и массовые убийства армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде, а позднее и в Шаумянском и Мартакертском районах Нагорного Карабаха. Жестокости, совершенные против гражданских лиц в апреле, наглядно продемонстрировали, что в подходах Азербайджана ничего не изменилось. Это в очередной раз подтверждает, что стремление народа Нагорного Карабаха к самоопределению было справедливым тогда и остается таковым и сейчас.

Четырехдневные военные действия в апреле стали кульминацией проводимой Баку многолетней политики. Многочисленные факторы ясно демонстрируют, что Азербайджан уже давно избрал путь военных действий, и мы постоянно напоминали об этом, в том числе и на уровне Министерского совета.

Во-первых, вместо того, чтобы готовить население к миру, как призывали сопредседатели Минской группы, Баку в течение многих лет вел антиармянскую пропаганду. Книги известного азербайджанского писателя сжигались на улицах Баку только из-за того, что в них говорилась правда об армянских погромах и содержались призывы к примирению. Это не просто книги, а мосты между народами, которые Баку намеренно и постоянно сжигал. «Там, где сжигают книги, в конце концов будут сжигать людей». Сколько раз подтверждались эти слова германского классика. В докладе Европейской комиссии против расизма и нетерпимости за 2016 год отмечается: «Политические лидеры, образовательные учреждения и средства массовой информации продолжают озвучивать полные ненависти речи в адрес армян. Целое поколение азербайджанцев выросло, слыша эту ненавистническую риторику».

В преддверии СМИД в Гамбурге руководство Азербайджана еще раз повторило свои заявления, в которых выражаются претензии не только на территории Нагорного Карабаха, но и территории Республики Армения, включая ее столицу, которые якобы являются исконными азербайджанскими землями и однажды будут возвращены. Что это, если не неприкрытые территориальные притязания в отношении соседней страны, участницы ОБСЕ, идущие вразрез нашим совместным обязательствам и ценностям, лежащим в основе этой организации?

Во-вторых, стремительное накопление тяжелых вооружений в нарушение международных соглашений по контролю над вооружениями указывали на склонность Азербайджана к военному решению. Согласно международным сообщениям в 2015 году Азербайджан был крупнейшим импортером основных видов вооружения в Европе.

В-третьих, отказ от установления мер по укреплению доверия, предложенных сопредседателями, таких как механизм по расследованию нарушений режима прекращения огня и расширения мониторинговых возможностей ОБСЕ, демонстрирует, что Азербайджан стремится ограничить международное постоянное присутствие в зоне конфликта, чтобы освободить руки для проведения военных операций. Здесь в ОБСЕ это должно быть известно лучше, чем где бы то ни было, поскольку предложения по этим мерам укрепления доверия постоянно блокируются Азербайджаном, как только потребовался консенсус в ОБСЕ для предоставления соответствующих финансовых средств.

В-четвертых, руководство Азербайджана со своей милитаристской позицией и риторикой никогда не брезговало признаться, что война – это возможный вариант. Чем больше углубляешься в радикальные заявления и бескомпромиссные позиции, тем больше становишься пленником своей же риторики. В конечном счете слова могут стать действиями. Угрозы применения силы постоянно сопровождались все более опасной эскалацией ситуации на линии соприкосновения с Нагорным Карабахом и на границе с Арменией, увеличением числа нарушений режима прекращения огня, применением тяжелой техники и попытками диверсионных проникновений.

Армения и Нагорный Карабах вместе с сопредседателями всегда прилагали усилия в направлении исключительно мирного урегулирования конфликта. И Армения, и Нагорный Карабах всегда были принципиально против применения силы. Это и есть ключевое различие между армянской и азербайджанской позициями.

В ответ на осуждение странами-сопредседателями применения или угрозы применения силы, руководство Азербайджана постоянно утверждает, что международное право является неэффективным, и только с помощью силы можно решить проблему. Об этом в очередной раз было заявлено за несколько дней до встречи в Гамбурге. Накануне министерской встречи ОБСЕ милитаристские заявления сопровождались проведением широкомасштабных военных учений, с задействованием почти всего личного состава военных сил: 60 тысяч солдат, более 150 танков, 700 единиц ракетных и артиллерийских систем и более 50 единиц военной авиации, что является грубейшим нарушением Венского документа ОБСЕ.

В-пятых, максималистская и непримиримая позиция за столом переговоров, отказ от предложений стран-сопредседателей, даже на их заключительной стадии, как это произошло на саммите в Казани в 2011 году, постоянное неуважение к усилиям сопредседателей и попытки спекулирования на тему посредничества в других форматах свидетельствуют о том, что Азербайджан стремится подорвать переговоры и выиграть время для повышения своих военных возможностей. Не случайно, что сопредседатели в своих публичных заявлениях призывают Баку воздержаться от подобной позиции.

Господин Председатель,

Мы убеждены в том, что апрельская агрессия стала пока что кульминацией деструктивной политики Азербайджана, но не ее завершением. Баку тщательно скрывает свои военные потери, понесенные в результате апрельской агрессии, пытаясь оправдать высокую цену своей авантюры. Однако, несомненно, Азербайджан не может скрыть тот факт, что наряду с человеческими потерями ее жертвой стал также мирный процесс.

С целью преодоления последствий апрельской агрессии и создания благоприятных условий для продвижения мирного процесса страны-сопредседатели организовали два саммита с участием президентов Армении и Азербайджана в Вене в мае и в Санкт-Петербурге в июне.

Прежде всего, необходимо реализовать то, что было особенно подчеркнуто и вокруг чего была достигнута договоренность в ходе этих саммитов, то есть исключительно мирное урегулирование конфликта, полное соблюдение бессрочных трехсторонних соглашений 1994-1995 гг. о прекращении огня, создание механизма расследования инцидентов нарушения перемирия, расширение группы личного представителя действующего председателя ОБСЕ.

Армения согласилась двигаться вперед на этой основе. Но Азербайджан все еще не уважает эти договоренности. Изначально Баку отказался воплощать в жизнь договоренности по механизму расследования. Что касается расширения возможностей офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ, то Баку пытается не только подорвать реализацию этого предложения, но также воспрепятствовать текущей деятельности миссии в зоне конфликта, в нарушение ее мандата от ОБСЕ и еще более усложнить работу наблюдателей, пытаясь держать их как можно дальше от зоны конфликта и уменьшая их способность быстрого реагирования. Укрепление возможностей офиса личного представителя председателя ОБСЕ подразумевает не исключительно численный рост группы последнего, а скорее их размещение вдоль линии соприкосновения, повышение частоты и эффективности мониторинговых миссий на месте. Когда речь идет о безопасности людей, живущих в зоне конфликта, не должно быть места для мелкого торга.

Попытки Азербайджана поставить под сомнение действительность соглашений о прекращении огня 1994 и 1995 годов провалились, поскольку страны-сопредседатели ясно и решительно подтвердили, что положения этих соглашений бессрочны и должны строго соблюдаться. Применение силы в ответ на реализацию права самоопределения народа Нагорного Карабаха породило этот конфликт. Продолжающиеся угрозы применения силы и ее применение в апреле нанесли серьезный ущерб мирному процессу и значительно способствовали сохранению статус-кво. Следовательно, преодоление статус-кво требует, прежде всего, отказа от применения силы или угрозы ее применения.

Когда Азербайджан упорно отказывается реализовать договоренности, достигнутые в Вене, Санкт-Петербурге и ранее, он подрывает не только эти соглашения, но и наносит ущерб всему мирному процессу, поскольку способствует устранению даже малейшей надежды на то, что что-либо, согласованное с Баку, когда-либо будет реализовано. При нынешних условиях отсутствия доверия, страны-сопредседатели должны еще более активно добиваться от Азербайджана выполнения своих обязательств. Добросовестное выполнение этих договоренностей, без предварительных условий, может открыть дверь для восстановления доверия, которое является ключевым условием для долгосрочного решения конфликта на основе трех принципов международного права: неприменения или угрозы применения силы, равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности, которые, наряду с элементами урегулирования конфликта, последовательно представляются странами-сопредседателями в качестве единого неделимого целого.

Господин Председатель,

Единственный полноценный офис ОБСЕ на Южном Кавказе находится в Армении, что само по себе свидетельствует о нашей приверженности выполнению обязательств в рамках ОБСЕ во всех трех измерениях. Продолжающиеся попытки Азербайджана, который уже закрыл полевой офис ОБСЕ в Баку, направленные на воспрепятствование реализации мандата ереванского офиса, вновь показывают действительное отношение этой страны не только к Армении, но и к ОБСЕ и своим обязательствам. Мы уверены что, Азербайджану не должно быть позволено “экспортировать” в регион свое репрессивное понимание прав человека. Баку должен быть ясно предупрежден, что в этом деле он не может надеяться на соучастие других.

Господин Председатель,

Прежде чем завершить свое выступление, мне хотелось бы добавить также несколько слов относительно человеческого измерения нашей деятельности. В декабре прошлого года в результате общенационального референдума Армения приняла поправки к Конституции, направленные на еще большее совершенствование системы управления в стране, с повышенной прозрачностью и подотчетностью. За этим последовало принятие нового избирательного кодекса в связи с необходимыми законодательными изменениями, предусмотренными измененной Конституцией. Следует отметить, что и конституционные реформы и новый избирательный кодекс были разработаны в тесном сотрудничестве с Венецианской комиссией и БДИПЧ ОБСЕ, и оба получили позитивные отзывы наших международных партнеров. С целью еще большего укрепления общественного доверия к избирательному процессу правительство приняло предложение оппозиции, и обсуждения вокруг проекта кодекса проходили при равной вовлеченности парламентских политических фракций а также представителей гражданского общества.

Господин Председатель,

В заключение я хотел бы заверить Австрию, что как будущий председатель она может рассчитывать на поддержку со стороны Армении. Я также хотел бы поприветствовать присоединение Италии к формату “Тройки” ОБСЕ.

Спасибо.  

 

Распечатать страницу