Речь и ответы на вопросы журналистов министра иностранных дел РА Арарата Мирзояна на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Норвегии Анникен Хюитфельд

18 октябрь, 2022

Госпожа министр,

Дорогие коллеги,

Дамы и господа,

Рад принять министра иностранных дел Королевства Норвегия Анникен Хюитфельд. После более чем десятилетнего перерыва это первый высокопоставленный визит норвежской стороны в Армению.

Мы ценим присутствие министра иностранных дел дружественной Норвегии в Ереване, особенно в текущий период, полный множества вызовов, что, безусловно, является признаком солидарности Норвегии с армянским народом.

Примечательно, что Ваш визит проходит в 30-й юбилейный год установления дипломатических отношений между Арменией и Норвегией. Армяно-норвежское сотрудничество основано на общих ценностях и демократических принципах. В этом контексте мы высоко ценим поддержку Норвегии реформам, проводимым правительством РА, и усилиям, направленным на укрепление демократических институтов. С удовлетворением должен констатировать, что Норвегия является крупнейшим донором Плана действий Армения-Совет Европы на 2019-2022 годы. В то же время выражаю признательность за беспрецедентную поддержку Норвегии в борьбе с пандемией COVID-19.

Сегодня мы обсудили с министром перспективы расширения сотрудничества между Арменией и Норвегией в сферах, представляющих взаимный интерес. В этой связи хотел бы подчеркнуть роль внешнеполитических ведомств наших стран, отметив важность проведения периодических политических консультаций.

Мы выразили взаимную готовность предпринять практические шаги в направлении полного использования имеющегося в торгово-экономической сфере  потенциала. В качестве перспективных направлений экономического сотрудничества мы выделили информационные технологии, возобновляемую энергетику, а также цифровой менеджмент.

Отмечу также, что сегодня мы с министром посетили мемориал памяти жертв Геноцида армян и почтили память жертв Геноцида. Армянский народ с честью и благодарностью вспоминает норвежского гуманиста, большого друга нашего народа Фритьофа Нансена и миссионерку Бодил Бьорн. В качестве дани уважения, в мемориальную стену мемориала Геноцида армян заложена земля с могил двух выдающихся норвежских гуманистов. Мы можем констатировать, что основу того, что Норвегия стала пионером в области защиты прав человека на международной арене, также составляли эти люди.

Уважаемые участники,

В центре наших обсуждений были также региональные и международные развития. Я представил своей коллеге подробности работ по разработке мирного договора между Арменией и Азербайджаном, нашу позицию по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Мы обсудили ситуацию, сложившуюся после последней азербайджанской агрессии против суверенной территории Республики Армения. Мы ценим адресную позицию Норвегии в поддержку территориальной целостности и суверенитета Армении, а также в вопросе внесудебных убийств вооруженными силами Азербайджана армянских военнопленных. 

В этом контексте мы надеемся, что Норвегия, как пионер в области защиты прав человека и демократии, будет продолжать придерживаться своей утвержденной позиции. 

В контексте предотвращения новых агрессий со стороны Азербайджана я подчеркнул внедрение международных механизмов мониторинга и контроля за пограничной ситуацией и поддержку в этом вопросе международных коллег, в том числе Норвегии. Я подтвердил императиву вывода азербайджанских ВС с суверенной территории РА, возвращения всех армянских военнопленных, незаконно удерживаемых в Азербайджане, и безоговорочного соблюдения режима прекращения огня, вновь подчеркнув недопустимость решения вопросов путем применения силы или угрозы силой.

Госпожа министр,

Еще раз выражаю благодарность за содержательное обсуждение и с радостью передаю Вам слово.

***

Вопрос: Спасибо, господин Мирзоян, мой вопрос адресован Вам. Вчера послы Евросоюза подтвердили, что в Армению прибудет наблюдательная миссия. Меня интересует, каковы ожидания Еревана от этой миссии: их численность и сроки приезда сюда не очень велики.

Ответ: Хорошо. По сути, наши ожидания не изменились: мы ожидаем международного вовлечения, международной роли в деле установления мира на Южном Кавказе и, в частности, на границе между Арменией и Азербайджаном. Это в широком смысле. Если же конкретизировать, то должен сказать, что наше ожидание заключается в том, что миссия включит определенную часть по сбору фактов, и эти факты подтвердят, что утверждения Армении о том, что агрессия в отношении суверенной территории Республики Армения и проникновение азербайджанских войск, вторжение на международно признанную территорию РА  имели место, соответствуют действительности. Однако, конечно, мы также должны приписать этой миссии важную миссию по предотвращению новых атак, новой агрессии, и, как я уже сказал в начале, в более широком смысле- установление прочного мира. И я надеюсь, что миссия из Евросоюза сыграет роль в этом вопросе.

Вопрос։ Кака продолжение вопроса, продолжая тему, в ходе последней встречи с Вашим российским коллегой была затронута также тема отправки наблюдателей ОДКБ. Хотела бы уточнить, есть ли какое-либо развитие в этом вопросе? И есть также некоторые сведения, что было обращение в ОБСЕ по теме наблюдателей. Обратился ли Ереван в ОБСЕ для отправки наблюдателей на границы Армении? Спасибо.

Ответ։ Да, Вы правы. Обсуждается также тема отправки наблюдателей ОБСЕ на армяно-азербайджанскую границу со стороны Армении. В ближайшем будущем у нас также будет ясность по этой части.

Что касается наблюдателей ОДКБ, как Вы знаете, мы обратились к организации, членом которой являемся, и в этой организации было принято решение, так сказать, направить предварительную наблюдательную миссию или миссию по сбору фактов. Эти должностные лица прибыли и на основании своих протоколов подготовили доклад. Доклад представлен всем государствам-членам. Секретариат, также на основании доклада, распространил проект решения.

В ходе устных обсуждений мы попытались понять, хотя бы до этого момента, когда может состояться заседание Совета ОДКБ, то есть высшего органа, на котором руководители стран могут обсудить также отправку этой новой наблюдательной миссии. Сейчас мы находимся на этом этапе. Решения нет, есть обсуждения. Должно состояться заседание Совета. Также в этом контексте хочу подчеркнуть, что для нас крайне важна политическая оценка ситуации, с которой выступят наши союзные государства. Нам прежде всего нужно понять, насколько организация признает ситуацию, которая существует, а это- агрессия против Республики Армения и вторжение на суверенную территорию РА.

Вопрос։ Господин министр, вчера министр иностранных дел Турции заявил, что Азербайджан, в действительности, говорит, что Лачинский коридор и Зангезурский коридор должны иметь одинаковый статус. И в этом плане я задам еще один вопрос: министр иностранных дел Турции также выразил готовность встретиться с вами. Что Вы можете сказать по этим двум вопросам? Чего нам ожидать в будущем по процессу между Арменией и Турцией? Спасибо.

Ответ: Вы процитировали следующим образом: «Азербайджан, в действительности, говорит...» Должен сказать, что в этой формулировке есть большое преувеличение. Должен Вам сообщить, что Азербайджан такого не говорит, а те, кто такое говорят, безусловно, не могут такого, в действительности, сказать. Не скрою, что Азербайджан или представители Азербайджана на переговорах не настаивают и не предлагают иметь дорогу, которая будет регулироваться теми же положениями, что и Лачинский коридор. Если господин Чавушоглу вводит в переговоры эту составляющую, наверное, было бы хорошо, если бы он говорил от своего имени. Повторюсь, Азербайджан такого не говорит и не может, по сути, ни одна из сторон не может, в действительности, заявлять об этом, потому что положения были заложены в  заявлении от 9 ноября, а позже также дополнены трехсторонним заявлением от 11 января 2021 года. Оба заявления публичные, размещены на официальных сайтах стран, и ознакомиться с ними может каждый желающий. Там есть Лачинский коридор, который является жизненно важной дорогой для армян Нагорного Карабаха, и далее есть тема разблокирования транспортной и экономической инфраструктуры региона. И в этом контексте также говорится о новом транспортном сообщении между Азербайджаном и Нахичеванью.

В этой связи мы неоднократно высказывали свою позицию, она не была изменена. Все дороги, в том числе и действующие, и те, которые предположительно должны быть построены, если таковые будут, должны действовать под суверенитетом и законодательством стран, через которые они проходят. По моему субъективному восприятию, в этом отношении есть некоторый прогресс, и я настроен оптимистично, что переговоры в этом направлении могут быть успешно завершены в ближайшее время.

Что касается нашего диалога с Турцией, то мы всегда открыто и публично выражали нашу позицию. Мы заинтересованы в успехе диалога, успешном его завершении, и любая встреча, которая поможет достичь этого успешного завершения, безусловно, может состояться. Я никогда не был против такой встречи. Другое дело, я думаю, что в ходе этих встреч стороны должны предпринимать искренние и серьезные шаги в направлении установления дипломатических отношений между странами и открытия границы. Повторюсь, я готов к такой встрече. Надеюсь, что такая встреча, если она состоится, наконец даст ощутимые результаты.

Вопрос: Господин министр, в последнее время между официальными лицами Армении и Азербайджана проходят активные дипломатические контакты. Во-первых, у вас была встреча с Байрамовым в Женеве, далее- четырехсторонняя встреча в Праге, затем- трехсторонняя встреча в Астане. Что дальше, чего нам ждать дальше и какие ожидания могут быть у армянской стороны от столь активных дипломатических контактов? Спасибо.

Ответ: Спасибо. Должен сказать, что по сути верно, в последнее время происходят активные встречи, и мы полны решимости и приложим все усилия для продолжения активной работы с такой же интенсивностью для установления, наконец, действительно стабильного, долгосрочного и справедливого мира. В этой связи наши ожидания и настрой не изменились. Другое дело, что параллельно этим переговорам мы постоянно наблюдаем неконструктивное, я бы сказал, максималистское поведение со стороны Азербайджана. Мы также видим желание и попытку повлиять на эти переговоры путем применения силы или угрозы применения силы. Только таким образом, в этом контексте и в этой интерпретации я вижу последнюю агрессию Азербайджана. Мы также знаем, что до этого была еще одна агрессия, до этого было очередное провокационное действие, а также риторика. Должен сказать, что такие действия явно не способствуют конструктивной атмосфере и конструктивным переговорам. Несмотря на это, и продолжая наш прежний стиль работы и выражая нашу прежнюю убежденность, мы считаем, что мы должны достичь окончательных решений за столом переговоров. Мы готовы продолжить эти усилия.

Распечатать страницу