Выступление министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна и ответы на вопросы журналистов на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым

09 июнь, 2022

Уважаемый Сергей Викторович,

Уважаемые друзья,

Сердечно приветствую министра иностранных дел Российской Федерации, моего хорошего друга Сергея Викторовича Лаврова, находящегося в Армении с рабочим визитом.

В текущем году это уже наша третья личная встреча с господином Лавровым, и сегодня мы также провели конструктивное и искреннее обсуждение по вопросам как двустороннего сотрудничества, так и партнёрства на многосторонних площадках и, конечно же, вопросам  региональной и международной безопасности .

Уважаемые коллеги,

В этом году  мы отмечаем  30-летие установления дипломатических отношений между двумя нашими странами и 25-летие со дня подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Это очень хорошая возможность подвести итоги нашей совместной работы. Уверен, что мы продолжим развивать наши отношения, основанные на взаимном доверии и глубоком понимании взаимных интересов.

Как знаете, в апреле состоялся официальный визит премьер-министра РА Никола Пашиняна в Российскую Федерацию. Совместное заявление лидеров двух стран задало важные ориентиры дальнейшего развития наших отношений. Несколько дней назад состоялся официальный визит председателя Государственной Думы и моего хорошего товарища Вячеслава Викторовича Володина в Армению. Кроме того, в апреле я сам находился с рабочим визитом в Москве. В конце того же месяца в Армении состоялось 34-е заседание российско-армянской Межпарламентской комиссии.

В России завтра стартуют Дни армянской культуры, а на второе полугодие намечено проведение Дней духовной культуры России в Армении. Должен  с удовлетворением констатировать, что мероприятия, запланированные на этот юбилейный год наших отношений, имеют впечатляющий масштаб, и, уверен, что будут приложены все усилия для осуществления запланированных работ на должном уровне в соответствии с союзническим характером армяно-российских отношений. 

С коллегой сегодня констатировали интенсивность межгосударственного диалога на всех уровнях, в том числе и на высшем. В продвижении двусторонней повестки в позитивном ключе отметили важность налаженного функционирования всех имеющихся механизмов нашего стратегического союзничества- межправкомиссий по торгово-экономическому и  военно-техническому сотрудничеству, межпарламентской комиссии и межрегионального форума.

Мы коснулись также вопросов обеспечения периодичности консультаций между внешнеполитическими ведомствами в рамках реализации программы на 2022-2023 годы. 

В преддверии завтрашнего заседания СМИД ОДКБ, мы уделили особое внимание вопросам нашего тесного сотрудничества в рамках ОДКБ, где на данный момент председательствует Армения. Обсудили взаимодействие  также в рамках ЕАЭС, СНГ и других международных организаций.

Естественно, в центре нашего сегодняшнего обсуждения были вопросы, касающиеся возможного документа по урегулированию отношений между Арменией и Азербайджаном,  а также процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Я подтвердил готовность правительства РА приложить усилия, направленные на достижение стабильности и мира в регионе. В этом контексте ключевым является урегулирование нагорно-карабахского конфликта, который будет включать ключевые пункты для обеспечения безопасности и всех прав народа Арцаха и окончательного определения статуса Нагорного Карабаха.

Принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта выработаны сопредседательством Минской группы ОБСЕ, и мы заинтересованы в активизации деятельности данного формата, наделённого со стороны международного сообщества посредническим мандатом. Напомню, что руководители наших стран своим последним совместным заявлением подтвердили важность использования потенциала и опыта института сопредседательства Минской группы ОБСЕ в соответствии с его международным мандатом.

Уважаемые коллеги,

Российская Федерация сыграла ключевую роль в пресечении агрессии, развязанной против народа Нагорного Карабаха. 

Размещение российских миротворческих сил в Нагорном Карабахе как фактор предотвращения провокаций и обеспечения безопасности народа Арцаха призвано создать условия для восстановления нормальной жизни в нашем регионе, обеспечения стабильности и безопасности. Армения продолжает верить, что российская миротворческая миссия в состоянии восстановить статус-кво, утвержденный заявлением от 9 ноября, сложившуюся по состоянию на 23 марта ситуацию, которая была нарушена 24 марта вторжением вооруженных сил Азербайджана в село Парух Нагорного Карабаха.

Мы высоко оцениваем усилия России, направленные на выполнение достигнутых 9 ноября 2020г. договоренностей, среди которых крайне актуальным и неотложным является вопрос возвращения военнопленных. Благодаря этим усилиям стало возможным возвращение на родину части армянских военнопленных. В тоже время, спустя почти полтора- два года после завершения военных действий, Азербайджан, нарушая международное гуманитарное право, торпедирует выполнение положений Заявления и отказывается возвращать военнопленных и других удерживаемых лиц. Надеемся, что российская сторона приложит еще больше усилий в этом направлении.

Актуальна также проблема сохранения многочисленных культурных и религиозных памятников Арцаха, которые оказались под контролем вооруженных сил Азербайджана. Я подчеркнул, что на фоне продолжающихся с азербайджанской стороны актов вандализма и осквернения этот вопрос требует немедленной международной вовлеченности. 

Не можем не отметить также антиармянскую и экспансионистскую риторику со стороны высшего руководства Азербайджана, продолжительные провокации и периодические нарушения режима прекращения огня.

Естественно, мы обсудили вопросы разблокирования региональных коммуникаций, делимитации  и безопасности границ.

В контексте вопроса разблокирования экономических и транспортных связей мы подчеркнули, что открытие региональных коммуникаций может создать новые возможности, в том числе диверсифицировать логистическую связь между Арменией и Россией. В трехстороннем заявлении от 11 января 2021 года закреплен четкий круг этого процесса и мы надеемся, что рабочая группа на уровне вице-премьеров, последнее заседание которой состоялось недавно в Москве, зафиксирует свои положительные результаты.

Мы также выразили удовлетворение в связи с первой встречей комиссии по делимитации и безопасности границ между Арменией и Азербайджаном и выразили надежду в связи с ее эффективной деятельностью. Было уже объявлено, что следующая встреча в этом формате состоится в Москве. Мы ожидаем, что российская сторона окажет свою консультативную поддержку этому процессу в соответствии с договоренностью, достигнутой в трехстороннем заявлении от 26 ноября 2021 года  в Сочи.

Подводя итог, хочу еще раз поприветствовать министра Лаврова и сопровождающую его делегацию и передать слово моему коллеге.

Спасибо.

Вопрос: Спасибо большое. Добрый день, Сергей Викторович. Добрый день, Арарат Самвелович. Мой вопрос адресован обоим министрам. Насколько я понимаю, Сергей Викторович, вчера во время беседы с Вашим коллегой Чавушоглу, Вы в той или иной степени затрагивали тему отношений Армении и Азербайджана. В каком контексте  сегодня звучала эта тема  во время переговоров? (как видим - она звучала). Насколько в принципе удается продвинуться в вопросе сдвижения позиций Баку и Еревана? Вы упомянули  о возможности заключения мирного договора сейчас. Что необходимо для активизации этой работы, в том числе касательно конечно фактора Карабаха?

Ответ: Благодарю. Что касается диалога Армения-Турция, то должен сказать, что мы рады слышать заявления со стороны высшего руководства Турции о том, что они готовятся и готовы нормализовать и установить дипломатические отношения с Республикой Армения, а также открыть границу Армения -Турция. Это приветствуется.

С другой стороны мы видим различия в подходах в том плане, что хотя Турция систематически заявляет, что этот процесс должен проводиться без каких-либо предусловий, мы периодически наблюдаем связь между процессом нормализации Армения-Турция и процессом урегулирования Армения-Азербайджан. Связь, которую пытаются найти представители властей Турции, или подчеркивают по любому поводу, мы не считаем конструктивной.

Есть определенные различия в том плане, что у нас разные представления о темпах, тем не менее, вновь подчеркиваю, что приветствуются заявления Турции о намерении открыть закрытую с Арменией границу.  

Что касается процесса урегулирования Армения-Азербайджан, то, как отметил господин Лавров, есть несколько направлений, по которым ведутся переговоры. Безусловно, во многих вопросах представления не совпадают, но переговорный процесс именно это и означает- попытаться найти общие точки соприкосновения по несовпадающим вопросам путем компромиссов. Мы верим в мирный процесс. 

Мы считаем, что в урегулировании отношений Армения-Азербайджан невозможно не коснуться нагорно-карабахского конфликта, не адресовать и не дать политического урегулирования данному конфликту. Мы также уверены, что эти переговоры должны состояться в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ. Это именно тот международный формат, который был создан с целью мирного и политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта. 

Переговоры ведутся, как отметил Сергей Викторович, по вопросам делимитации и безопасности границ. По сути, на данном этапе, называя этот процесс переговорным, мы немного преувеличиваем, однако начало положено, дан старт данному процессу: состоялась первая встреча. Как мы отметили, вторая встреча комиссий состоится в Москве.

Также наблюдаются определенные положительные сдвиги в процессах разблокирования региональной экономической инфраструктуры. Конечно, утверждение о том, что существует полное представление, будет ошибочным. Однако, хочу также отметить, что есть положительные сдвиги. И здесь я должен обязательно подчеркнуть, что продолжающееся удерживание армянских военнопленных и других удерживаемых лиц со стороны Баку, а также посягательства на культурные памятники, и в целом антиармянская риторика и провокационные действия со стороны Баку, только мешают этим процессам. 

Пользуясь случаем, хочу еще раз привлечь внимание Баку и наших международных партнеров к этим вопросам.

Вопрос: Арарат Самвелович, уже несколько недель в Ереване продолжаются массовые акции протеста с требованием отставки премьера Республики. Значит ли это, что перед нами новый политический кризис, и если да, то каким образом вам видится выход из него? Спасибо.

Ответ: Отвечая на Ваш вопрос, могу однозначно утверждать, что политического кризиса в Армении не существует, к сказанному могу привести 2 аргумента или доказательства. Во-первых, прошлым летом состоялись внеочередные парламентские выборы, где граждане Армении дали ясные ответы на многочисленные вопросы и разрешили на тот момент, действительно, существующий политический кризис. Необходимо также отметить, что данные выборы были признаны демократическими и прозрачными всеми наблюдательными миссиями. То есть, это свидетельствует о том, что граждане безоговорочно имели возможность выразить свою позицию и принять решение.

Во-вторых, мы следим, по крайней мере, насколько я лично успел проследить, многолюдность или малочисленность проходящих митингов, пожалуй, не говорит о том, что эти митинги имеют поддержку со стороны граждан РА. Но в то же время хочу отметить, что Республика Армения- демократическая страна и у всех есть право на проведение мирных митингов. 

Если отойдем от вопроса права и обратимся к логическим сторонам этого процесса, я могу выразить свою частную, личную позицию. Я вижу некоторые вопросы, связанные со здравым смыслом, и могу также сказать почему. Во-первых, эти политические силы имеют возможность развернуть свою деятельность в парламенте и подвергнуть резкой критике власти и задать самые острые вопросы, которыми, к сожалению, или, к счастью, они не пользуются. Это также их право.

И во-вторых, самая существенная, содержательная сторона вопроса, насколько я успел проследить и понять, силы, организующие и участвующие в митингах, говорят о том, что Республика Армения не проводит правильную политику в вопросе Нагорного Карабаха, не проводит правильную политику с Азербайджаном по всем упомянутым мною, ранее перечисленным направлениям, в переговорах, не проводит правильную политику в процессе нормализации отношений между Арменией и Турцией и т.д и т.п.

И здесь должен сказать, что странным образом мы не видели заявлений о том, что если наше правительство подаст в отставку и власть каким-то образом будет передана этим силам, они собираются, например, отменить трехстороннее заявление от 9 ноября или трехсторонние заявления от 11 января и уже 26 ноября  2021 года в Сочи, собираются выйти из процесса делимитации, собираются приостановить процесс разблокирования региональных коммуникаций и т.д. 

То есть, если бы такой подход был анонсирован, то это могло бы быть логично, потому что я уже представил наш подход, и он уже давно провозглашен. И вот эти претендирующие политические силы, думаю, было бы логично, чтобы они заняли противоположные позиции по этим ключевым вопросам. Опять же, у меня было не так много времени, чтобы следить, но, насколько я знаю, я не встречал никаких упоминаний об остановке упомянутых мною процессов, о выходе из этих процессов, что позволяет мне предположить, что субъект обсуждается, однако, просто не очень хорошо обрабатывается оппозицией, является способом и поводом для спекуляций. Это, пожалуй, все.

Вопрос: После относительно долгого перерыва, 3 июня, как Вы отметили, в Москве состоялось заседание рабочей группы по разблокированию коммуникаций с участием вице-премьеров Армении, России и Азербайджана. Более подробно, как Вы оцениваете результаты встречи, и учитывая вопрос беспрерывной  спекуляции азербайджанской стороной в плане договоренностей относительно коммуникаций? Какие перспективы Вы видите в плане получения более четких результатов в данном вопросе?

Ответ: Я также  не считаю, что процесс затянулся: обсуждения продолжаются в рабочем темпе и рабочей атмосфере. Я уже сказал, что в этом направлении есть совместное восприятие и согласие во многих вопросах. В первую очередь, это касается того, что все дороги, которые должны открыться или вновь открыться, останутся и будут действовать под суверенитетом и юрисдикцией тех стран, через которые они проходят. И это, хочу подчеркнуть, всеобщее восприятие. 

В то же время,у меня сегодня была возможность также сказать, что есть множество деталей, по которым стороны пока имеют разные представления. Но работы продолжаются, и, я думаю, у нас будут взаимоприемлемые решения.

Распечатать страницу