Брифинг Министра иностранных дел Зограба Мнацаканяна с журналистами по итогам встречи в Национальном Собрании РА с участниками ежегодного собрания руководителей центрального аппарата МИД и органов дипломатической службы Армении в зарубежных странах

29 август, 2019

Вопрос: В эти дни в Ереване проходит съезд послов, в ходе которого будут уточнены внешнеполитические приоритеты. Почему именно на данном этапе было решено сделать подобное “уточнение”?

Зограб Мнацаканян: Это первое подобное собрание после бархатной революции, и первое после парламентских выборов и  формирования нового правительства.

Мы разработали программу правительства в области внешней политики. Мы сформулировали все эти приоритеты. Я думаю, что проведение этого собрания  является отличным поводом для расширения дискурса о нашей внешней политике, чтобы наилучшим образом использовать наш потенциал в реализации программы правительства. Это хорошая возможность и для наших международных партнеров, и для нашего общества и для нас, а также для моих коллег, которые осуществляют  программу правительства как на местном уровне, так и в центральном аппарате и в посольствах для прояснения того, что вытекает из программы правительства, того, о чем неоднократно по различным поводам говорил Глава правительства-Премьер-министр Армении, о чем говорил я, в качестве Министра иностранных дел и другие члены правительства, для  обобщения, реализации и более четкого и доступного разъяснения программы. 

И из этого следует, что мы руководствуемся ценностями и у нас есть национальные интересы, ценности в действии, которые направлены на то, чтобы служить национальным интересам Армении на  международной арене в этом меняющемся мире. Мы также закрепили принципы суверенитета, панармянства и взаимодействия в нашей внешней политике. Наша цель - уточнить метод, принципы и приоритеты внешней политики. И Премьер-министр, и я своем выступлении  подробно говорили о наших “географических” и тематических приоритетах.

Хочу вновь подчеркнуть, что очень важно особо отметить, что наша внешняя политика, вовлечение нашей страны в международные отношения обеспечивает национальные интересы Армении, улучшение и усиление нашего внутреннего ресурса посредством международного сотрудничества..

Вопрос: Господин Мнацаканян, знаете ли Вы, почему Премьер-министр Пашинян отклонил приглашение посетить мероприятия, организуемые в Варшаве? Прослеживается ли тут российское влияние?

Зограб Мнацаканян: Нет, это выражение принципа суверенитета. Мы не отказывали. У Премьер-министра есть своя программа визитов, а также внутриполитические приоритеты. Когда мы сопоставляем, нам просто нужно  найти решение, как поступать во многих вопросах, касающихся визитов, внешней политики и внутренних приоритетов. Мы действовали по этой логике. Если Вы имеете в виду, что решение было принято под давлением, то что Вы подразумеваете под этим?

Вопрос: Тот же Лукашенко отказался участвовать. России не отправили приглашение..

Зограб Мнацаканян: Тут вопрос в другом.  Этот вопрос также принципиален: в контексте Второй мировой войны мы представляем страну, которая была непосредственно вовлечена в боевые действия. Я убежден, что мне не нужно сейчас подробно говорить о том огромном вкладе, который армянский народ внес в годы Второй мировой войны в составе Советского Союза и Советской Армии. Конечно, мы чувствительны к тому,  как этот вопрос в своей сущности и полноте выражается на разных платформах.

Наши деды, наши соотечественники, будучи частью Советской Армии, были ее непосредственными участниками. У нас были жертвы, у нас были герои, у нас были генералы, маршалы, у нас были огромные потери, учитывая наше небольшое население. В то время мы были частью Советской Армии, боролись с нацизмом и защищали нашу большую единую Родину. Естественно, мы должны иметь особую чувствительность к  этим вопросам. Спасибо.

Вопрос: Господин Мнацаканян, издание "Правда.Ру" напечатало статью с заголовком “Армения, будучи членом ОДКБ и членом ЕАЭС, ведет гибридную войну против России”. Как вы это оцениваете?

Зограб Мнацаканян: Честно говоря, я не видел эту статью, и судя по тому, что Вы говорите, я даже не хочу ее видеть. Армения очень последовательна в своей политике. Армения является членом ОДКБ, Армения является членом ЕАЭС. Будучи членом ОДКБ и ЕАЭС, основываясь на принципе суверенитета и исходя из наших национальных интересов, мы работаем и тесно сотрудничаем в этих двух структурах. У нас есть сотрудничество в других структурах, и сегодня мы об этом говорили и в парламенте. Да, мы являемся страной, которая будучи членом ЕАЭС, имеет Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Европейским Союзом. Армения является членом ОДКБ и в то же время сотрудничает с различными другими партнерами в военно-политической сфере. И сегодня у меня уже была возможность сказать, что это отвечает нашим национальным интересам, нашим приоритетам, и наша самая важная цель и задача - обеспечить  вовлеченность и сотрудничество таким образом, чтобы мы никогда не сталкивались с ситуацией, когда будем строить отношения с одним партнером за счет другого.

Вопрос: Господин Министр, МИД Азербайджана отреагировал на Вашу недавнюю оценку антиармянской политики, заявив, что Армения усугубляет конфликт.

Зограб Мнацаканян: Мы, кажется, довольно последовательны в наших позициях: мы говорили о статусе... Я заметил некоторые комментарии, мы раскрыли то, что подразумеваем под этим. Кажется, у нас было много поводов говорить об этом. Мы раскрывали эту тему, мы говорили ещё шире,  но мы всегда говорили об одном и том же. Для нас переговорный процесс продолжается, у нас есть свои подходы и позиции, мы говорили о сопоставлении подходов и позиций, о необходимости паритета обязательств, мы говорили о том, что означает статус, что означает безопасность, что означает «нет альтернативы миру», что означает «благоприятная среда» и «участие Арцаха». Мы обо всем этом говорили. Могу ещё раз вернуться к своей речи и речи Премьер-министра. Об этом Премьер-министр говорил в Степанакерте, в рамках предложенного консенсуса. В «Консенсусе номер 6» он высказался очень чётко. В этом плане, мы очень последовательны. 

Все эти комментарии наиболее неприемлемы, когда выходят за рамки вежливости, но все же, мы последовательны и очень спокойно работаем над нашей повесткой дня.

Вопрос: Вы считаете, что последнии комментарии об обострении вышли за рамки вежливости?

Зограб Мнацаканян:  Вы, о каком заявлении говорите, сделанном после собрания в Степанакерте?  Они для меня неприемлемы.

Вопрос: Нет, после Вашего последнего заявления, последнего выступления.

Зограб Мнацаканян: Я даже не хочу придавать слишком большое значение, потому что это означает, что нужно войти в поле, которое мне не интересно.

Вопрос: Господин Министр, на каком этапе сейчас находится переговорный процесс?

Зограб Мнацаканян: Переговорный процесс в этом году был достаточно динамичным, и это отражает то намерение, о котором мы четко всегда заявляли. 

Вопрос: Не считаете ли Вы, что он “подыстыл”?

Зограб Мнацаканян: Мы и не намерены. Начиная с мая прошлого года мы никоим образом не замедляли процесс и сразу же вовлеклись в него без каких-либо проблем. И в этой связи, мы планируем… однако я попрошу прощения, об этом мы должны сообщить одновременно в согласованном порядке.
Вопрос: А на уровне руководителей стран?

Зограб Мнацаканян: Я бы не сказал, что мы сейчас планируем встречу на уровне лидеров стран. Мы продолжаем работать. Сейчас наша цель заключается в продолжении диалога на уровне министров иностранных дел. 

Вопрос: Господин Министр, в ходе встречи с послами Премьер-министр заявил, что бархатная революция, произошедшая в Армении в 2018 году, в прямом смысле слова является событием мирового значения и что послы должны были воспользоваться этим для повышения имиджа Армении. 

Вопрос: А Эдмон Марукян заявил, что, кажется, после бархатной революции во внешней политике Армении ничего не изменилось.

Зограб Мнацаканян: Что касается изменений - зависит от того, что Вы подразумеваете под “изменениями”, потому что программа правительства более чем ясно отражает то,  о чем предельно четко заявил премьер-министр: Армения не делала и не будет делать резких поворотов во внешней политике и это отражено в программе правительства, это отражает четкую цель программы правительства.  

Если сейчас речь идёт о том, что никаких изменений не было,  в каком смысле их не было? Перед нами не стояла цель осуществлять такие изменения во внешней политике, которые могли бы поставить нас в ситуацию,  противоречащую в заявленной нами программе.

Что касается уточнения наших принципов, то тут тем более важно уточнить те принципы и методы, на основе и посредством которых мы реализуем нашу внешнюю политику, включая и принцип суверенитета, в рамках которого мы особо акцентируем наш подход на проведении внешней политики, ориентированной на Армению и основанной на национальных интересах. Все направления нашей внешней политики - от географического до тематического характера - исходят из наших национальных интересов. Это подчеркивается в работе правительства и в работе дипломатических органов. 

Что касается демократии и прав человека как одних из важнейших наших ценностей, о чем подчеркивалось в моем выступлении и что, естественно, отражается в сфере нашей внешней политики, то они демонстрируют тот огромный потенциал, который существует в проведении нашей внешней политики и в выполнении наших функций. Когда внутри государства есть прочный мандат, то это прочность прямым образом передается и внешней политике.     

Вопрос: Сумели ли послы донести до слушателя в своих странах пребывания то, что бархатная революция - это событие мирового масштаба и тем самым повысить рейтинг Армении. 

Зограб Мнацаканян: Да, это входит в функции посла, но этим они не ограничиваются. Они представляют Армению в полном объеме, включая демократию, права человека и произошедшее в Армении важнейшее изменение - революцию. 

Вопрос: И сумели ли послы эффективно это сделать?

Зограб Мнацаканян: Я считаю, что за прошлый год для нас и в первую очередь для центрального аппарата было важно институционально усилить реализацию координированной и всеобъемлющей внешней политики. По моей оценке, мы достаточно продвинулись вперед в деле реализации политики на основе программы правительства. Сегодняшнее собрание, которое проходит впервые после прошлогодних событий, было тем более важным с точки зрения укрепления нашего потенциала проведения всеобъемлющей внешней политики.  В этом заключалась основная цель нашего собрания. 

Вопрос: Премьер-министр употребил прошедшее время “должны были”, означает ли это, что результаты на сегодня недостаточно удовлетворительны?

Зограб Мнацаканян: Мы неоднократно обсуждали, и всегда с Премьер-министром очень четко затрагиваем эти вопросы. Есть и критика, и удовлетворенность, и мы очень тесно работаем в этом смысле. Будучи главой правительства у премьер-министра есть свои оценки и подходы, и мы, как единая команда правительства, очень четко работаем и оцениваем, что для нас хорошо и что для нас плохо. Если Вы полагаете, что все должно быть либо хорошо, либо плохо, то... 

Вопрос: Господин Мнацаканян, много говорилось о политических назначениях, что в прошлом послы назначались по политическим соображениям. Возможно ли в дальнейшем избежать подобной практики ?

Зограб Мнацаканян: Вновь повторю, что Премьер-министр очень последователен в этой связи и является большим сторонником  укрепления потенциала дипломатической службы и института проводящего внешнюю политику. Я также считаю очень важной задачей постоянное укрепление профессионального потенциала, институтов и государственности.
Вопрос: Есть ли страны, в которых в ближайшем будущем ожидается смена послов? 

Зограб Мнацаканян: Было бы правильнее, если бы я пропустил Ваш вопрос, потому что я бы не стал обсуждать те вопросы, которые требуют обоюдного решения, поскольку вопрос назначения послов касается одновременно решения одной страны и соглашения другой.  

Вопрос: С точки зрения назначения - да, а с точки зрения отзыва послов?

Зограб Мнацаканян: Отзыв подразумевает ротацию. Отзыв означает, что дипломат заканчивает свою миссию в одной стране, назначается в другую либо возвращается на Родину. 

Вопрос: Или попадают в кадровый резерв?

Зограб Мнацаканян: Честно говоря, реформы кадрового управления сейчас являются для нас одним из самых важных вопросов. Мы стараемся максимально использовать наш ресурс. То есть не обязательна ситуация, при которой ресурс абсолютно не используется. Реформы направлены на то, чтобы сократить либо устранить  неиспользование ресурса.

Вопрос: Господин Министр, в ходе Вашего визита в Нью-Йорк известно ли уже, возможна ли встреча президента США и премьер-министра Армении?

Зограб Мнацаканян: Я не буду спешить с ответом. 

Распечатать страницу