Слово и ответы на вопросы журналистов министра иностранных дел Эдварда Налбандяна в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров глав МИД Армении и России

22 апрель, 2016

Добрый день,

Рад приветствовать в Ереване министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Как вы знайте, мы очень часто встречаемся, как в Ереване, так и в Москве и в других местах.

Сегодня, господин Лавров находится в Армении с официальным визитом. Утром он уже посетил Цицернакаберд и отдал дань памяти жертвам Геноцида армян. Чуть позднее Сергея Лаврова примет Президент Республики.

Этот визит проходит в таких условиях, когда основной темой обсуждений между высшим руководством наших стран в последнее время является ситуация, создавшаяся в результате развязанных Азербайджаном агрессивных военных действий против Нагорного Карабаха, преодоление последствий этого, я бы сказал в широком смысле.

Естественно, важнейшая часть наших сегодняшних обсуждений была посвящена именно этим вопросам.

2-го апреля с первых секунд азербайджанского нападения я был на связи с господином Лавровом, наши контакты носили периодический характер. Мы также провели подробные обсуждения в Москве 8-го апреля.

Авантюра Азербайджана нанесла серьезнейший ущерб переговорному процессу. Вместе с Россией, другими странами-сопредседателями мы пытаемся преодолеть периодически создаваемые со стороны Баку препятствия, вновь подтвердить и укрепить режим прекращения огня, утвержденный соглашениями 1994-1995гг., обеспечить соответствующие условия для возвращения процесса урегулирования в естественное русло.

Мы едины во мнении, что применение силы неприемлемо и урегулирование посредством переговоров не имеет альтернативы. Однозначное осуждение применения силы со стороны международного сообщества имеет особую важность, чтобы Баку не питал иллюзий, что может решить вопрос военным путем.

На встрече мы подробно обсудили процесс реализации договоренностей, достигнутых между главами наших стран. Эти договоренности касаются как политической и экономической повестки, так и повышения нашей обороноспособности.

С господином Лавровым мы обсудили другие многочисленные вопросы армяно-российской повестки - торгово-экономическое взаимодействие, сотрудничество в рамках интеграционных процессов. Мы обменялись мнениями относительно работ армяно-российской межправительственной комиссии, межпарламентских связей. С министром иностранных дел России мы коснулись взаимодействия в рамках ОДКБ, ЕАЭС, ООН, СНГ, ОБСЕ, Совета Европы, ОЧЭС и других международных организаций, проведению консультаций между министерствами иностранных дел. Мы также коснулись актуальных международных и региональных вопросов.

Полагаю, сегодня у нас еще будет возможность продолжить наши обсуждения.

Сейчас передаю слово господину Лаврову. Пожалуйста.


Агентство Медиамакс: Через несколько дней в Баку состоится форум Альянса цивилизаций ООН. Известно, что Армения бойкотирует его. По-вашему, насколько это верное решение?

Эдвард Налбандян: Что касается проведения Форума Альянса цивилизаций в Азербайджане, то проведение подобного мероприятия в стране, где процветает ненависть к армянам, ксенофобия, нетерпимость вызывает множество вопросов, поскольку форум Альянса цивилизаций призван защищать высокие общечеловеческие ценности. Организовывать этот форум в стране, где эти ценности попираются и грубейшим образом игнорируются, как могла Армения участвовать в этом форуме?

Вы знайте, что министерство иностранных дел распространило заявление в связи с этим. Мы также не можем присоединиться к консенсусу по заключительной декларации форума. Конечно, звучат мнения, что найдут какие-либо лазейки в правилах, или в нарушение его, попытаются принять эту декларацию. Полагаю, что это никоим образом не поднимет авторитет седьмого форума.

Сегодня становится известно, что многие страны, международные организации понизили уровень участия на этом форуме. Можно выразить надежду, что те, кто по каким-то причинам не могут отклонить участие в этом форуме, будут достаточно смелы, чтобы в соответствующем виде высказаться, подвергнуть критике те проявления ненависти к армянам, ксенофобии, нетерпимости, те зверства, которые были осуществлены всего в нескольких сотнях километров от места проведения Форума. Соответственно, форум может стать площадкой для критики нарушений прав человека, элементарных цивилизационных и общечеловеческих ценностей в Азербайджане.

Телекомпания Армения: Г-н министр, прозвучали мнения, что до, во время, и после апрельской войны, министерство иностранных дел и лично министр занимались неизвестно чем. Прошу прокомментировать эту критику.

Эдвард Налбандян: До того как ответить на адресованный мне вопрос, хотел бы сказать, что мой российский коллега, фактически, подтвердил, что не Армения отвергла казанский документ, а Азербайджан. Точно так же Азербайджан поступал и до Казани, как я уже многократно говорил, в Сочи, до Сочи в Москве, до Москвы в Астрахани, до Астрахани в Санкт-Петербурге и так далее. И так мы можем дойти за 10 лет до этого - в Париже. Такова действительность.

Что касается критики, то если эти критики полагают, что обо всех шагах, которые предпринимает министерство, армянские дипломаты, мы должны сообщать, то они далеки от понимания сущности дипломатии и характера нашей работы.

Здесь речь не об открытии или сокрытии каких-то тайн. Речь идет просто о более результативной работе. Если те же критики посмотрят сайт министерства, то, по крайней мере, в той части, которая опубликована, увидят, что как Вы говорите до этих событий, во время и после них – за два дня до этого 30-го марта я выступил с речью, посвященной сирийским беженцам на министерской встрече в Женеве, с 31-го марта до 2-го апреля я присоединился к делегации, возглавляемой Президентом Армении в Вашингтоне, 3-го апреля уже в Ереване я принимал несколько делегаций, включая делегацию Кнессета, 4-го апреля в Париже я встречался с Генеральным секретарем Франкофонии, 5-7-го апреля я находился в Берлине в ходе официального визита Президента, 8-го апреля уже в Москве я встречался с Лавровым и Бордюжей, а также принимал участие во встрече министров иностранных дел стран СНГ, 9-го апреля принимал в Ереване сопредседателей, после этого замгенсека ООН, после чего последовал визит в Пекин и так далее.

В течение этого периода я также провел порядка 40 телефонных разговоров, посвященных именно этим событиям, этому кризису. И, как я сказал, спустя секунды после развязывания этой агрессии первая связь была установлена именно с главой российского МИДа Лавровым, потом была продолжена с моими партнерами из различных других стран, международных структур.

И это лишь по части министра иностранных дел. Но большой объем работы был проведен со стороны наших дипломатов – как в центральном аппарате, так и посольств.

Мы серьезно относимся к конструктивной критике, пытаемся устранить недостатки. Но то, что Вы цитируйте, то, что говорят некоторые критики, то это искусственная и ложная критика.

Распечатать страницу