Интервью министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна индийскому агентству « ВИОН»

30 май, 2022

Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян дал интервью ведущему индийскому СМИ «ВИОН»,  которое представлено ниже:

Вопрос: Как Вы оцениваете отношения Индия-Армения? 

Ответ: В этом году исполняется 30 лет со дня установления дипломатических отношений между Арменией и Индией. Несмотря на то, что два наших государства имеют отношения  30- летней давности,  однако хорошо известно, что армянский и индийский народы имеют богатую многовековую историю тесного взаимодействия, переросшего во взаимную симпатию и дружеские отношения.

С 16 века армяне имели значительное присутствие в Агре, Сурате, Ченнаи, Калькутте и других торговых центрах. Они процветали здесь в начальную эпоху глобализации, и теперь наше наследие в Индии, пришедшее из этого периода, бережно сохраняется, что мы высоко ценим. 

Следует также отметить, что в Армении есть мощная община индийских студентов и предпринимателей. Посольство Индии в Армении и Индийский культурный центр делают большую работу по сближению наших стран, народов и деловых кругов, чтобы наши граждане могли извлечь большую пользу от развития наших связей.

Наши страны обладают огромным потенциалом для стимулирования сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес, в частности, в сфере высоких технологий, транспорта, производства продуктов питания, здравоохранения, фармацевтической промышленности, туризма, культуры и обороны.

И, в конце концов, у наших стран есть общие интересы по региональным и международным проблемам. Мы высоко ценим продолжительное содействие Индии мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ.

В целом, Армения ценит взвешенную и стабилизирующую позицию Индии в этот период глобальных потрясений. Индия является важной опорой глобальной и региональной стабильности и ведущей державой, которая по праву стремится к большей роли в международных отношениях и воспринимается многими силой добра. 

Учитывая все перечисленные факторы, правительство Армении своим стратегическим приоритетом считает дальнейшее укрепление сотрудничества с самой большой демократической страной мира- Индией.

Вопрос: Вы посетили Индию в конце апреля. В чем заключалась основная цель Вашего визита? В прошлом году Вашу страну посетил министр иностранных дел Индии Джайшанкар.

Ответ: Наша встреча с министром Субраманьямом Джайшанкаром, состоявшаяся в прошлом году в Душанбе, придала новый импульс нашим двусторонним отношениям. После этого осенью прошлого года министр Субраманьям Джайшанкар совершил значимый визит в Армению, в ходе которого была разработана дорожная карта более широкого сотрудничества, начиная от политического диалога и заканчивая прочным многоплановым сотрудничеством. Позже были предприняты конкретные шаги по реализации дорожной карты.

Участие в конференции «Raisina Dialogue», который, кстати, в этом году удостоился особого внимания мирового сообщества, предоставило хорошую возможность продолжить наш диалог и вместе с министром Джайшанкаром оценить уже проделанную работу и наметить новые амбициозные вехи.

Кроме того, в ходе этого визита особое внимание было уделено стимулированию экономического сотрудничества между нашими странами, учитывая то обстоятельство, что нашу делегацию сопровождали представители ведущих армянских компаний. Мы участвовали в армяно-индийских бизнес-форумах в Нью-Дели и Мумбаи. Подобные мероприятия и продолжающиеся B2B-контакты сблизят наши деловые круги.

Теперь следующим шагом будет заседание Армяно-индийской межправительственной комиссии, которое мы собираемся провести этим летом в Армении. Как видите, это довольно впечатляющая динамика.

Вопрос: Что можно ожидать от отношений в сфере обороны? Обсуждалось ли это в ходе консультаций между внешнеполитическими ведомствами?

Ответ: Между нашими министерствами обороны налажены хорошие контакты и между ними постепенно развивается военно-техническое сотрудничество. Армения участвовала в ряде выставок в Индии. Несомненно, в последние годы Индия добилась довольно быстрого прогресса в области оборонных технологий и промышленности, что, безусловно, очень интересно для оборонного сектора Армении. Считаю, наши специалисты должны изучить возможности дальнейшего сотрудничества.

Вопрос: С точки зрения коммуникаций, как Вы оцениваете такие проекты, как Международный транспортный коридор Север-Юг, присоединитесь ли Вы к проекту порта Чабахар?

Ответ: Мы активно обсуждаем ряд коммуникационных проектов. В связи с этим мы заинтересованы в развитии нашего диалога и сотрудничества в рамках проекта Международного транспортного коридора Север-Юг, порта Чабахар, а также и Международного транспортного коридора Персидский залив-Черное море, и с этой целью также общаемся с другими партнерами. Армения считает потенциал и перспективную роль Индии в этом коридоре весьма значительной. В этой связи мы приветствуем активное участие индийских компаний в инфраструктурных проектах Армении.

Вопрос: Какова ситуация в регионе Южного Кавказа? Как продвигается мирный процесс с Азербайджаном? Ожидаете ли Вы урегулирования нагорно-карабахского конфликта в ближайшее время?

Ответ: Ситуация в нашем регионе остается нестабильной и напряженной. Последствия войны, развязанной Азербайджаном против Нагорного Карабаха в 2020 году, до сих пор сказываются на Армении и всем регионе. Хотя широкомасштабные боевые действия прекратились после прекращения огня, достигнутого при посредничестве России 9 ноября 2020 года, и трехстороннего заявления лидеров Армении, России и Азербайджана, многие вопросы еще остаются нерешенными. 

Открыто нарушая положения Трехстороннего заявления и международного гуманитарного права, игнорируя четкие призывы международного сообщества, Азербайджан отказывается освободить армянских военнопленных и других удерживаемых лиц. Другой проблемой является реальная опасность уничтожения, осквернения и искажения армянского культурного и религиозного наследия на находящихся после войны под контролем Азербайджана территориях. Азербайджан препятствует приезду оценочной миссии ЮНЕСКО в пострадавшие от конфликта районы, которая помогла бы защитить армянское наследие от полного уничтожения.

Со стороны официального Баку продолжается риторика ксенофобии в отношении армян. Против армян Нагорного Карабаха до сих пор ведется психологический террор в виде призывов из громкоговорителей покинуть свои дома с угрозой в противном случае заставить их это сделать, или отключения подачи газа в суровые погодные условия. Вокруг Нагорного Карабаха до сих пор происходят нарушения режима прекращения огня. Последний случай- вторжение азербайджанских вооруженных сил в село Парух в Нагорном Карабахе 24 марта.

Тем не менее, мы считаем, что решением является мир, а не война, и Армения продолжает свои усилия по установлению мира и стабильности в регионе. Мы неоднократно заявляли, что готовы начать переговоры о всеобъемлющем мире с Азербайджаном, что также будет включать всеобъемлющее урегулирование нагорно-карабахского конфликта, в том числе защиту всех прав народа Нагорного Карабаха, и его окончательный статус.

В ходе встречи руководителей стран в Брюсселе 22 мая была достигнута договоренность начать работы по делимитации и обеспечению безопасности армяно-азербайджанской границы, обеспечить безопасность, завершить переговоры по открытию транспортной инфраструктуры в регионе и работать над подготовкой к всеобъемлющим мирным переговорам. Если Азербайджан продемонстрирует конструктивный  подход и воздержится от создания препятствий в этом процессе, как они делали это уже неоднократно, я считаю, мы сможем двигаться вперед.

Вопрос: Что касается войны 2020 года, то была информация, что пакистанские наемники поддерживают Азербайджан. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Ответ: Да, была такая информация. Большая часть наемников была переброшена с Ближнего Востока, что подтвердили и спецслужбы стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Любое вовлечение наемников еще больше обостряет ситуацию, поскольку придает более широкий региональный аспект локальному конфликту и по своей природе является авантюрным и незаконным. Подобные действия всегда оказывают длительное и негативное влияние на региональную ситуацию, даже после ее стабилизации.

Вопрос: Пакистан поддерживает трансграничный терроризм на индийской союзной территории Джамму и Кашмир и продолжает оккупировать ее определенную часть- оккупированный Пакистаном Кашмир. Какой Вы видите роль Исламабада в регионе? 

Ответ: Терроризму нет места в современном мире, и он осуждается во всех своих проявлениях. Мы поддержали Индию в вопросе Джамму и Кашмира и будем продолжать  поддерживать.

Вопрос: Как Вы оцениваете отношения с Турцией? Что Вы можете сказать о процессе нормализации отношений Армения-Турция?

Ответ: Граница между Арменией и Турцией была закрыта Турцией в одностороннем порядке в начале 1990-х годов, и между двумя странами нет дипломатических отношений. Как Вы, наверное, знаете, для процесса нормализации назначены специальные представители, уже состоялись три встречи, где стороны приняли решение двигаться вперед без каких-либо предварительных условий с целью открытия  границ. Чтобы придать этому процессу положительную динамику, я недавно принял приглашение министра иностранных дел Турции и отправился в Турцию для участия в дипломатическом форуме в Анталии и в рамках форума встретился со своим коллегой.

Считаем, что для достижения урегулирования необходимы политическая воля и готовность к принятию конкретных шагов. Армянская сторона неоднократно демонстрировала и то, и другое, и мы ожидаем того же от турецкой стороны.

Несмотря на все риски и хрупкость ситуации, есть возможность открыть эру мирного развития в нашем регионе и Армения продолжит свои усилия для содействия в реализации данной возможности.

Распечатать страницу