Интервью заместителя министра иностранных дел Республики Армения Гагика Калачяна информационному агентству “Арменпресс”

03 февраль, 2021

Вопрос: Впервые за послевоенный период у министра иностранных дел Республики Армении были контакты со своими коллегами из Ирана и Грузии, прежде всего, как Вы оцениваете результаты встреч, какие возможности дадут эти контакты для расширения рамок сотрудничества?

Ответ: Состоявшийся 22-23 января неофициальный визит министра иностранных дел Армении в Грузию в первую очередь носил ознакомительный характер: это была первая встреча глав МИД двух стран. Учитывая характер отношений между нашими государствами, думаю, что периодические контакты между министрами иностранных дел, в том числе в неофициальном формате, необходимы, поскольку они являются хорошей возможностью для обмена мнениями и дальнейшего укрепления взаимного доверия.

Кроме того, сегодня в нашем регионе происходят существенные изменения и развития, которые касаются интересов как Армении, так и Грузии. В этом плане важен непосредственный политический диалог между министрами и уточнение позиций друг друга относительно происходящих событий. Естественно, что региональные развития были одной из основных тем, обсуждаемых в ходе встречи министров.

В то же время, в условиях происходящих развитий, наряду с новыми вызовами могут появиться и новые возможности, которые могут способствовать еще большему углублению армяно-грузинского сотрудничества. Это обстоятельство также вызывает необходимость обмена мнениями и определения совместных действий.

Хочу подчеркнуть, что Республика Армения всегда считала и будет считать Грузию дружественным государством, развитие отношений с которым имеет большое значение с точки зрения обеспечения мира, безопасности и стабильности в регионе, о чем говорил и глава МИД Армении в ходе встречи со своим грузинским коллегой. Исходя из вышесказанного, Армения продолжит прилагать все возможные усилия для укрепления и развития многоотраслевого сотрудничества с Грузией.

Визит министра иностранных дел Исламской Республики Иран носил региональный характер, и визиту в Ереван предшествовали встречи министра Зарифа в Баку и Москве. Из Армении глава МИД Ирана вылетел в Тбилиси, Анкару. Естественно, в повестке визита первостепенное место занимали обсуждения вокруг новой ситуации в регионе.

Вопрос: В контексте встречи с грузинским коллегой была подчеркнута непрерывность работы межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, какие возможности Вы видите для углубления экономического сотрудничества с Грузией? Какие неиспользованные возможности существуют в контексте сотрудничества Армении и Грузии, в направлении которых можно работать?

Ответ: Республика Армения придает важность развитию сотрудничества с Грузией во всех возможных сферах, и с этой точки зрения, по нашей оценке, межправительственная комиссия является эффективной площадкой. В результате договоренности, достигнутой с грузинской стороной после длительного перерыва, в 2019 г. нам удалось возобновить работу межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Армения-Грузия, предыдущее 9-е заседание которой состоялось в 2011 году. К сожалению, ограничения, обусловленные распространением нового коронавируса не позволили провести очередное, 11-е заседание комиссии в 2020 году. Тем не менее, мы придаем важность обеспечению непрерывности работы армяно-грузинской межправительственной комиссии и надеемся, что в 2021 году ситуация с пандемией позволит нам согласовать сроки следующего заседания с грузинской стороной.

Сегодня, с точки зрения экономического сотрудничества между Арменией и Грузией перспективны сферы транспорта, энергетики, сельского хозяйства, туризма и другие отрасли. В этом плане можно выделить, например, переговоры по формированию транспортного коридора Персидский залив–Черное море, работы по строительству подстанции и новой линии электропередачи Армения-Грузия и, после успешного завершения которых будет создана возможность для синхронизации энергосистем России, Грузии, Армении и Ирана и так далее.

Мы видим большие перспективы также для децентрализованного сотрудничества между Арменией и Грузией. В этом контексте, в первую очередь, мы придаем важность установлению стабильного сотрудничества между приграничными общинами двух стран, что создаст дополнительные возможности для развития этих общин.

В то же время хочу особо подчеркнуть, что помимо экономического направления, в армяно-грузинских отношениях важное место занимают гуманитарные вопросы, в частности, сотрудничество в сфере образования и культуры, которые также включены в повестку армяно-грузинской межправительственной комиссии.

Высокий уровень межгосударственных отношений между двумя странами, в первую очередь, основан на тесных взаимных связях между двумя нашими народами, многовековой дружбе и взаимном доверии. Хотя сегодня контакты довольно активны, однако, по нашему мнению, пока не полностью отражают те глубокие исторические, культурные связи и цивилизационные общности, которые существуют между армянским и грузинским народами. В этом плане считаем, что очень важно активизировать взаимные контакты между жителями Армении и Грузии, в первую очередь среди молодежи. На данный момент с грузинской стороной обсуждаются конкретные шаги, которые должны послужить еще большему упрощению контактов между людьми.

Вопрос: Как могут повлиять работы по разблокированию региона на армяно-грузинские отношения?

Ответ: Естественно, что разблокирование экономических и транспортных связей может создать новые возможности для экономического развития, развития взаимосвязанности всего региона, что, на наш взгляд, исходит из интересов как Армении, так и Грузии. Кроме того, в случае разблокирования экономических и транспортных сетей может быть создана возможность формирования транспортного сообщения Персидский залив-Черное море. Естественно, что формирование этой сети будет исходить из интересов всех вовлеченных в нее государств.

Вопрос: На встрече главы МИД Армении и Ирана стороны выразили обоюдную озабоченность в связи с размещением в регионе иностранных боевиков-террористов. По этому вопросу интересы Армении и Ирана совпадают, какие шаги вместе могут предпринять страны?

Ответ: Очевидно, что присутствие террористов в регионе является серьезной угрозой как для Армении, так и для Ирана. Об этом неоднократно заявляли высокопоставленные лица двух стран. К сожалению, Турция и Азербайджан не делают различий между средствами продвижения своей агрессивной политики и последовательно предпринимают шаги, направленные на превращение нашего региона в террористический очаг. Естественно, что сложившаяся в регионе ситуация содержит вызовы с точки зрения безопасности двух стран, и их нужно держать в центре внимания.

Вопрос: Как повлияют разблокирование региона и возможная эксплуатация железной дороги на армяно-иранские отношения, какие новые возможности откроются?

Ответ: Несомненно, в экономическом плане установление железнодорожной связи между РА и ИРИ окажет положительное влияние на развитие торгово-экономических отношений, и иранская сторона выразила готовность провести необходимые работы, которые позволят создать железнодорожную связь от границы ИРИ до Еревана. В то же время обеспечение автомобильной связи с Ираном через территорию Сюникской области и развитие соответствующих инфраструктур для Армении и Ирана продолжает иметь стратегическое значение.

Вопрос: Алиев заявил о возможности формирования новой многосторонней платформы сотрудничества в регионе. Какое мнение имеет Армения в этой связи, как это отразится на отношениях с соседними странами?

Ответ: Предложение президента Азербайджана о создании в регионе новой шестисторонней платформы прозвучало также со стороны президента и министра иностранных дел Турции. С подобной инициативой Турция выступила и в 2008 году, но она не увенчалась успехом. Одной из причин является то, что как тогда, так и сейчас важно учитывать интересы всех государств в регионе и сохранять так называемые красные линии, о которых уже заявили некоторые государства платформы.

В странах-«авторах» этого предложения - Азербайджане и Турции - уровень армянофобии устанавливает новые «рекорды»: В Азербайджане продолжают находиться десятки армянских военнопленных, Азербайджан оккупировал территории Арцаха, в Турции продолжается уничтожение армянских историко-культурных ценностей. В конце концов, с этими двумя государствами не установлены дипломатические отношения.

Власти Армении всегда выступали за формирование стабильности, мира и сотрудничества в регионе и по сей день последовательны в своих шагах в этом направлении. Однако для его эффективного запуска необходимо прежде всего сформировать атмосферу доверия, которая, очевидно, отсутствует между региональными странами.

Вопрос: Каким вы видите дальнейшее развитие региона в условиях новых реалий, сформировавшихся после войны? Каким Армения видит свое будущее в отношениях с дружественными государствами? В Азербайджане Зариф отметил, что Иран приветствует восстановление территориальной целостности Азербайджана, как вы оцениваете эти заявления Ирана, учитывая, что эта страна позиционирует себя в качестве нейтрального посредника и выступает в продвижении региональных программ?

Ответ: Министр иностранных дел Зариф выразил подходы своего государства к региональным проблемам, однако Армения не считает, что последствия агрессии Азербайджана против Арцаха могут стать основой для длительного мира. Как отметил глава МИД Армении в ходе встречи с иранским коллегой, только прочный мир в регионе, отвечающий интересам каждого, где нет «победителей-проигравших», может создать реальные гарантии для обеспечения стабильности и безопасности в регионе.

Что касается дальнейшего развития региона в условиях новых реалий, то видение Армении неизменно и направлено на углубление и расширение отношений с дружественными государствами и урегулирование существующих конфликтов.

 

Распечатать страницу