Интервью Министра иностранных дел Зограба Мнацаканяна программе CNN “Amanpour”

24 октябрь, 2020

Кристиан Аманпур: Сегодня министры иностранных дел двух стран встретились с госсекретарем США Майком Помпео, пытаясь установить очередное прекращение огня. Сейчас с эксклюзивным интервью ко мне присоединится только что вернувшийся с этой встречи министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян. Добро пожаловать на нашу передачу. Можно ли задать Вам вопрос? Было ли послание госсекретаря США Майка Помпео к вам тем, что еще есть надежда на прекращение огня?

Зограб Мнацаканян: Благодарю за приглашение. Послание секретаря Помпео заключается в объединении послания трех стран-сопредседателей - России, Франции и США, которые представляют международно признанный посреднический формат мирного урегулирования этого конфликта, и послание одно - война должна быть остановлена, агрессия должна быть прекращена, перемирие должно быть установлено, а затем мы двинемся вперед. Это и есть то послание, с которым мы согласны и которое мы поддерживаем.  

Кристиан Аманпур: Хорошо, Вы говорите так. Ваш коллега, которого, конечно, мы пригласили на эту программу, но он не смог присоединиться к нам, министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов утверждает: “В основе единственного способа достижения мира должны лежать резолюции Совета Безопасности ООН и соблюдение международного права. Должно быть покончено с незаконной армянской оккупацией, а территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена”. Вы готовы пойти на эту уступку? 


Зограб Мнацаканян: Мы не говорим об уступках, мы говорим сейчас об установлении режима прекращения огня и возвращении к мирному процессу. Сейчас, когда речь идет о будущем Арцаха, должен отметить, что этот конфликт о людях, о наших соотечественниках в Арцахе. Армяне всегда противостояли господству Азербайджана. Вот и вся история. Это все о наших людях, которые подвергаются бомбежкам, обстрелам из артиллерийских орудий и ракетных комплексов. Таким образом, экзистенциальная физическая безопасность наших соотечественников лежит в основе этой проблемы. И мы утверждали, что необходимо найти мирное урегулирование этого конфликта, которое должно отражать безопасность наших соотечественников, а статус Арцаха и право наших соотечественников на самоопределение, признанное международным сообществом как основополагающий принцип, должны быть незамедлительно претворены в жизнь.

Наши соотечественники в Арцахе должны жить в условиях свободы, достоинства, безопасности и защищенности. В этом суть конфликта. Все дело в людях. Дело не в конфликте. Это отражается на реальных жизнях людей. Прямо сейчас, когда мы здесь, в Вашингтоне, говорили и пытались еще больше укрепить послание о перемирии, послание о возвращении к мирному урегулированию, сразу выходя из встреч, проходящих здесь, получал сообщения из Армении и Арцаха о том, что гражданские населенные пункты Степанакерт, Гадрут, Мартуни подвергаются обстрелам со стороны азербайджанских сил из тяжелых ракетных установок. Гибнут мирные жители. Гражданская и гуманитарная ситуации находятся в тяжелом состоянии. И этого не должно больше повториться.  

Кристиан Аманпур: Понимаю, потому что мы следили за этой ситуацией, поэтому и пригласили Вас. Все дело в людях, не так ли? Это не касается чиновников, которые сидят в своих палатах или ходят по правительственным залам, это всегда касается людей. 

Зограб Мнацаканян: Однозначно.

Кристиан Аманпур: Хочу спросить Вас следующее. Вы только что сказали, что Нагорный Карабах этнически принадлежит вашему народу. Но ООН называет армян оккупационными силами. Смотрите, в 1993 году, согласно некоторым резолюциям Совета Безопасности ООН, требовался, как они это называли, немедленный вывод этих оккупационных сил.  2008г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию по этому вопросу, в которой был точно такой же призыв. И в 2008 году Генеральная Ассамблея подтвердила территориальную целостность Азербайджана. Так что, очевидно, это должно происходить путем переговоров. Это черным по белому написано, но одновременно, как Вы видите, написано также о безопасности вашего народа и других правах. Поскольку вы очень решительны в своих словах, есть ли вероятность, что вы вместе с Азербайджаном решите эту проблему? Потому что до сегодняшнего дня, все установленные режимы прекращения огня спустя примерно сутки были нарушены.

Зограб Мнацаканян: Вы верно подметили.. Если мы оглянемся назад в 1993 год, то можно увидеть очень важное наблюдение, связанное со всем этим. В 1992-1993 гг. мы столкнулись с очень опасной ситуацией, когда армянам Арцаха была оставлена узкая тропа, в то время как остальная часть была оккупирована азербайджанскими силами, а население этих регионов подверглось этническим чисткам и насильственно было изгнано со своих территорий.  Дальнейшее развитие событий сложилось так, что армяне Арцаха смогли защитить себя, они были полны решимости защитить свою жизнь. Они создали зону безопасности, и сегодня стало ясно, что, если бы не эта зона, они могли бы снова подвергнуться этническому истреблению, потому что эта опасность им всегда угрожает. Мы добросовестно ведем переговоры, чтобы найти способ реализовать право наших соотечественников на самоопределение в Арцахе, найти решение проблемы. Это наше обязательство, и мы продолжим работать в этом направлении.  

Кристиан Аманпур: Что ж, то, что Вы сейчас представили на международной и широко распространенной в Соединенных Штатах платформе, было вашим обязательством, но проблема в том, что Ваш премьер-министр был в Арцахе, я думаю, это было в августе, или, точнее, в августе прошлого года, он выступал с очень националистической риторикой, возможно это его стиль, но он, используя армянское название Арцах, заставлял толпу многократно повторять фразу «Объединение с Арменией». Это ли ваша политика?

Зограб Мнацаканян: Смотрите, опять же, это искажение, с которым мы имели дело и с которым мы сталкиваемся в течение года. Это попытка перевернуть слова, исказить их, преподнести ложь. Премьер-министр говорил о роли Армении в обеспечении безопасности и гарантий наших соотечественников в Арцахе. Нет другой силы в мире, которая может сделать это или делала это. Премьер-министр говорил о развитии и путей реформирования Армении, и он вновь подтвердил, что Армения не будет безразлична к судьбе своих соотечественников в Нагорном Карабахе. Премьер-министр на протяжении последних двух лет и в своей данной речи постоянно говорил о мирном решении, основанном на компромиссе. Таким образом, эти слова вырваны из контекста и игнорируется основной тезис о том, что урегулирование конфликта должно быть основано на компромиссе, и конфликт должен быть урегулирован мирным путем. И это послание Армении, которое повторяется снова и снова в течение этих двух лет. 

Кристиан Аманпур: Это то, что люди хотят слышать - мир, компромисс, дипломатия, а не такая борьба, которую мы наблюдаем прямо сейчас. Итак, вы говорите, что официальная позиция Армении - не объединение Нагорного Карабаха с Арменией?

Зограб Мнацаканян: Речь идет о праве народа Арцаха на самоопределение, которым будет осуществлена их свободная воля без ограничений. Теперь, сложившаяся нынешняя ситуация показывает, что подчинение и господство являются невозможными. Мы никоим образом не допустим угрозы этнической чистки наших соотечественников, с которой они вновь сталкиваются, народ должен решать свою судьбу, и они же будут решать свою независимость, которую нужно уважать. Это является путем решения. Что касается компромисса, мы должны быть предельно ясны:  не может быть каких-либо уступок, какого-либо максималистского подхода, который мы слышим от Азербайджана.

Кристиан Аманпур: Господин министр, большое спасибо за то, что присоединились к нам. Опять же, я надеялась принять у себя министра иностранных дел Азербайджана, который не смог присоединиться к нам сегодня.

Зограб Мнацаканян: Спасибо

Распечатать страницу